№20 О СИМВОЛЕ ВЕРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba20Что такое Символ веры?
Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина (догмат) православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом,   9-й
– о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Как читается Символ веры?
1.Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ , Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́ , ви́димым же  всем  и  неви́димым.
2.И  во  еди́наго  Го́спода  Иису́са  Христа́ , Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже  вся бы́ша.
3.Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася.
4.Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
5.И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
6.И возше́дшаго на небеса́ , и седя́ща одесну́ю Отца́ .
7.И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
8.И в Ду́ха Свята́го, Го́спода животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и  Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки.
9.Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
10.Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
11.Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
12.И жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Русский перевод:
1.Я верю в Бога, Единого, Который держит все в Своих руках, Который создал небо и землю, все, что мы видим и не видим.
2.(Я верю) в единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного Богом до того, как началось время. Он Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога, Он рожден Богом, а не сотворен, и по существу Он тот же Бог, от Которого все произошло.
3.Для нас людей и нашего спасения Он (Иисус Христос) сошел с небес, силой Духа Святого родился от Девы Марии и стал Человеком.
4.Он был распят в правление Пилата Понтийского, Он страдал и был погребен.
5.И воскрес в третий день, как это было сказано в Священном Писании.
6.Он поднялся (взошел) на небеса и теперь пребывает вместе с Отцом Своим.
7.Он придет опять, со славою, судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца.
8.(Я верю) в Духа Святого, Господа, Который все делает живым, Которого мы славим, Которому поклоняемся вместе с Отцом и Сыном и Который говорил через пророков.
9.(Я верю) в единую Соборную (в которой участвуют все), основанную Апостолами Церковь.
10.(Я) признаю единое (единственное) крещение для оставления грехов.
11.(Я) ожидаю с нетерпением Воскресение мертвых.
12.И будущей вечной жизни.

Когда и зачем составлен Символ веры?
С апостольских времен христиане пользовались так называемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были утверждены первые семь членов Символа, на    Втором
– остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 году по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом, а не рожден, и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 году на котором были утверждены еще 5 догматов, в том числе и апостольское учение о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого.
Значение Символа – это  сохранение  единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это – единства Церкви Христовой.

Почему в Символе веры говорится о вере в Единого Бога, Вседержителя, Творца?
Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях. И всем сердцем принимать откровенное Слово Его о спасении рода человеческого.
Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе (власти) и Своей воле. Слова: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога. Слово
«невидимым» указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы, и многое, многое другое, что пока сокрыто от человека.

Почему Иисус назван «Христом», «Господом», «Сыном Божиим», «Единородным», «истинным Богом», разве у Бога может быть Сын? Что значит «Единосущный Отцу»?
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем. Это имя наречено Ему самим Архангелом Гавриилом при Благовещении. Христом – то есть Помазанником, назвали Его пророки, жившие за многие столетия до Его Пришествия на землю во Плоти. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени   принадлежат   ве́дение   Пророка, святость  Первосвященника  и  могущество  Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он – только один (и единственный) есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца. И потому Он – единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано «прежде всех век», чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова «Света от Света» некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова «Бога истинна от Бога истинна», взяты из Священного Писания: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» 1 Ин. 5:20. Слова «рожденна, несотворенна» прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим, как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.

Как Сын Божий мог сойти с небес? Зачем?
Нас ради человек и нашего ради   спасения – Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. «Сшедшаго с небес» – как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» Ин.3:13. Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти. Он воплотился, то есть принял на Себя плоть и душу человеческую без первородного греха, и сделался безгрешным Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении осталась Девой. Слово «вочеловечшася» прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело. Но, чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас – Он крестною смертью Своей избавил нас от греха, проклятия и смерти духовной.

Как Сын Божий мог страдать, умереть и воскреснуть? Как Он может сидеть на небе рядом с Богом Отцом?
Распятие Иисуса Христа было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, но подлинное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а Человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что добровольно восхотел пострадать ради спасения людей. Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. Воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. Однако, после Воскресения, Его Тело приобрело новые свойства (Он проходил через закрытые стены, двери; и др.) Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат,  что  Иисус  Христос  имеет   одинаковое   могущество   и   славу   с   Богом  Отцом.

Почему Дух Святой назван «Господом», «Животворящим»? Что значит «глаголавшего через пророков»?
Дух Святой называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, – истинный Бог. Он называется Животворящим, потому что вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же – в том числе и духовную: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» Ин. 3:5. Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное  с Отцом и Сыном. Иисус Христос повелел крестить людей (все народы) «во имя Отца и Сына и Святого Духа  Мф. 28:19.
«Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» 2 Пет. 1:21. Причастным Духу Святому можно сделаться через православную веру, церковные таинства и усердную молитву и покаяние: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» Лк. 11:13.

Почему Церковь названа Единой, Святой, Соборной и Апостольской?
Церковь Едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» Еф. 4:4-6.
Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т.е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы    освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водою и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»  Еф.5:25-27.
Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.
Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение священства. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.

Зачем в Символе веры упоминается единое Крещение?
Святое Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение. Поскольку рождается человек однажды, потому и крестится однажды.
 
Воскресение мертвых – это действие всемогущества Божия, которое совершится после II-го Пришествия Христова на землю, в результате которого тела все умерших людей оживут и преобразятся, соединятся снова с их душами, и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущего века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова.
Аминь – истинно так.