№33 «Великий Пост пробуждает нас от духовной спячки»

Весной пробуждается, оживает природа и одновременно происходит духовное обновление христиан, серьезно относящихся к посту.
Постами называются дни, предназначенные верующим особо позаботиться о спасении души. Существует несколько периодов в году, именуемых постами. Важнейшим из них является так называемый «Великий» пост, приуроченный к предпасхальному времени. Этот пост начинается с понедельника после Прощёного воскресения, за сорок дней (шесть недель) до Вербного воскресения и переходит в Страстную неделю. Кончается Великий пост в день Светлого Христова Воскресения. Великий пост именуется также св. Четыредесятницей.
В размышлениях о Великом посте мы сначала коснемся
1.внешней стороны поста, состоящей в воздержании в пище и питие; покажем, что такое воздержание необходимо в духовной жизни человека.
2.потом поговорим о внутренней стороне поста, состоящей в покаянии, в очищении совести и укреплении воли.
3.затем вкратце покажем, как церковная обстановка в течение великопостных дней располагает христианина к покаянному подвигу и помогает ему духовно обновиться.
О необходимости воздержания.
Пост в собственном своём значении означает воздержание в пище, питие и удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неядении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неядении мясной и молочной, так называемой, скоромной пищи. С этой точки зрения, на языке медицины пост может быть назван периодом диеты.
Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей и, таким образом, становится хуже животного. Об этом дивно написал в своем послании Апостол Петр: «…ибо, кто кем побежден, тот, тому и раб» (2 Петр.2:19). Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью Поста. Вот почему Церковь придаёт Посту такое большое значение и утверждает, что без Поста невозможна христианская жизнь.
Важно обратить внимание на тот факт, что воздержание или своего рода Пост был заповедан нашим прародителям Адаму и Еве, когда они еще находились в раю и были безгрешными (Быт. 2, 17 — запрещение вкушать плоды дерева «познания добра и зла»). Тем более пост сталь необходимостью после их грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Приведём несколько примеров:
Великий пророк Моисей, законодатель Ветхого Завета, постился в течение сорока дней перед получением от Бога десяти заповедей на Синайской горе (Исх. 34, 28). Часто постился праведный царь Давид, о чем мы можем заключить из его боговдохновенных псалмов. Постился великий пророк Илия (3 Цар.гл. 19), взятый живым на небо. Постился пророк Даниил перед тем, как получил откровение от Бога о судьбах своего народа (Дан. гл. 10). Пророк и креститель Господень Иоанн был великим постником, научившим поститься и своих учеников. Пророчица Анна, не отходя от храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь, и за это удостоилась благодати Божией и откровения о рождении Спасителя (Лк. 2, 37). Постился даже безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос в течение сорока дней, чтобы приготовить Себя к делу спасения мира. Постились и Его ученики, святые апостолы, о чем можно заключить из их посланий. Посвящать известные дни года посту стало всеобщей практикой в ранней христианской Церкви апостольских времён.
О необходимости поста мы находим указания в книгах Нового Завета. На упрёк фарисеев в том, что ученики Христовы не постятся, Господь ответил, что для них время поста еще не настало, пока с ними пребывает Жених (Христос). Но, когда отнимется от них Жених (то есть умрёт Христос), тогда будут поститься (Лк. 5, 33-35). Поэтому с апостольских времён вошло в обычай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на Кресте. По этой же причин Великий пост приурочен Церковью к дням, предваряющим Страстную неделю. На вопрос учеников, почему они не могли изгнать беса, Господь ответил, что «этот род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
Действительно, бесы большей частью действуют через нашу плотскую природу, возбуждая в ней беспорядочные страсти, чем толкают нас на всевозможные грехи и, таким образом, берут контроль над нашей волей. Чтобы освободиться от их влияния, необходимо воздержанием ослаблять плоть и укреплять дух. Конечно, надо поститься ради исправления себя, а не ради людской похвалы, как Господь объяснил в Своей Нагорной проповеди, сказав: «Явись постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 18).
Преемники апостолов, св. отцы и учители церковные, внушали христианам поститься в Великий пост. «Четыредесятницей не пренебрегайте», — пишет св. Игнатий Богоносец  к христианам в Филиппах, — «она составляет подражание жительству Христа». Блаж. Иероним от лица всех христиан своего времени говорил: «Мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому». «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения», — учит  блаженный Августин. По учению св. Астерия Амасийского, св. Четыредесятница есть «учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения».
Преподобный Иоанн Колов говорил: «Когда царь собирается взять неприятельский город, он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут». По учению св. Иоанна Златоуста, как невоздержанность в пище бывает причиною и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так и пост, и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиною несказанных благ… Как легкие суда скорее переплывают моря, а обременённые большим грузом тонут; так пост, делая ум наш более легким, помогает ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным.
Пост, по учению св. Василия Великого, рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, сожитель трезвости, основа целомудрия… Пост возносит молитву на небо, делаясь для неё, как бы крыльями.
Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста.
«Пользу поста, — учит св. Василий Великий, — не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всякий союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Будем поститься постом благоугодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».
Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство.

Покаянием очищается сердце.
Воздержание в пище даёт возможность проснуться духовным потребностям человека. Когда усмиряются плотские страсти, тогда просветляется духовный разум человека, и он начинает лучше видеть свои недостатки. Человек начинает гнушаться своими греховными делами и дурными привычками, возникает жажда очистить свою совесть, покаяться перед Богом.
Мы поймём и оценим значение покаяния только тогда, когда вспомним, что именно призывом к покаянию началась проповедь христианства. К покаянию призывал пророк Иоанн Креститель, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1-2). Такими же словами начал и Господь Иисус Христос Свою проповедь. «Я крещу вас в воде в покаяние, — говорил далее Иоанн Креститель, — но Идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф. 3, 11). Это было пророчество о возрождающем действии Святого Духа в Церкви, Который сходит на кающихся.
После сошествия Святого Духа, проповедь Апостолов была также прежде всего проповедью покаяния и начала новой жизни во Христе, Которого верующие принимали, как своего Спасителя от зла, господствующего в миру. Увидеть во Христе Спасителя мира — это и значило уверовать в Него. В этом и заключается самая сущность веры во Христа. После сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы на вопрос народа: «Что нам делать, мужи братия?» Апостол Пётр ответил призывом к покаянию: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа… Спасайтесь от рода сего развращённого!» Эти слова апостола указывают на глубокую греховную язву человечества, и призывают к исцелению через покаяние, возрождение во Христе и единение с Ним.
Эти события показывают нам, что проповедь христианства призывает к изменению настроения человека и перелому в его сознании. Христианство есть призыв к глубокой, коренной перемен мыслей, чувств и желаний, к новой жизни во Христе. Вот почему Великим постом Церковь так настойчиво призывает к покаянию. Покаяние есть начало спасения, а пост — обуздание чрева, отказ от излишеств и ненужной суеты — содействует покаянному настроению! Так достигается цель нашей веры: «Кто во Христе, тот новое творение, древнее прошло» (2 Кор. 5, 17).

Характер Великопостного богослужения.
Церковь помогает христианину в постном подвиге, создавая условия, располагающие его к посту и покаянию. В великопостное время в Храме все изменяется: и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка Храма. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Священнослужители облачаются в тёмные ризы; Царские врата открываются реже, освещение ослабляется, звон к богослужению бывает редкий и унылый, песнопений бывает мало, слышится все больше чтение псалмов и других молитвословии, располагающих человека к молитве и покаянию; молящиеся чаще преклоняют колени.
Во время поста часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» с поклонами. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям, по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвящённых Даров, имеющая покаянный характер.
Во время Великого поста все содействует исправлению человека: воздержание в пище и уклонение от увеселений, усердная молитва дома и во время церковной службы. Издревле принято совершать великопостный подвиг неоднократной исповедью перед духовником и причащением Святых Христовых Таинств. Человек должен подготовиться к исповеди, исповедоваться неспешно, с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой образ жизни. Причастие наделяет христианина большой духовной силой. Именно поэтому желательно и исповедь, и причастие повторять несколько раз в течении Великого поста.
Таким образом, Великим постом Церковь стремится вывести верующих из обстановки повседневной сутолоки и суеты, наполнить их сердца святыми впечатлениями, окружить их обстановкой духовности, повести их по новому светлому пути. Не напрасно время святого Великого поста называется в церковных молитвах «весною постною». Оно, действительно есть время, когда души верующих засеваются новыми духовными сменами, всходы которых замечаются в течение дней всего последующего года.
Не упустите же этого спасительного времени! Как пашня весной, воспримите в ваши сердца благодатные смена, которые сеет Церковь. «Се — время благоприятное, се — день спасения!» (2 Кор.6.2), как говорил апостол Павел. Церковь никого не принуждает, но всех зовёт к добровольному подвигу нравственного обновления: прислушайтесь к ее молитвам и песнопениям, и вы почувствуете, как оживает душа ваша, как начинает в вас просыпаться жажда добродетельной жизни. Великопостный подвиг кажется скучным и тягостным только тогда, когда делается без памяти о Христе, но когда делается во имя Христово, с врою и любовью, тогда он становится благим и лёгким!
Ключевые этапы богослужений Великого Поста будут отражены в специальных миссионерских листках (№№ 6-10).
В заключении, приведены изречения двух русских подвижников XX века, для которых Пост был и великим утешением и великой силой, врачующим их духовные и телесные немощи. Великопостной благодатию они во изобилии делились со всеми, ищущими духовного вразумления и помощи.
Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней.
Игумен Никон (Воробьев)
(1894-1963).
«Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи».
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
(1873-1958)