В четвертом веке нашей эры родился в Месопотамии великий подвижник и аскет христианской Церкви преподобный Ефрем, известный в истории духовной жизни под именем Ефрем Сирин. Имя его особенно ярко светится в Великом Посту, так как его авторству принадлежит одна из наиболее часто в посту употребляющихся молитв — «Господи и Владыко живота моего». Так и называется она — молитва Ефрема Сирина. Во все дни Великого Поста, за исключением суббот и воскресений, эта молитва так часто звучит за всеми богослужениями, так крепко входит в частное молитвенное правило христианина, что становится духовным лейтмотивом всего постного подвига. Так звучит она — в храмах и сердцах человеческих — и на нашей родине в течение многовековой истории нашего христианского бытия. Наполняет жизнь духовным содержанием, раскрывает смысл христианской жизни, поддерживает и укрепляет в унынии, в испытаниях, в гонениях, в заключениях, в мужественном стоянии за веру Христову, за правду Божию.
Начальные слова этой молитвы являются исповеданием нашей веры. Веры в то, что в нашей жизни, в развитии человеческого общества, в истории мира Бог является основой и центром всего существующего. Тем более это Его владычество и господство относится к каждой человеческой жизни, к каждой человеческой судьбе, желающей предать себя полностью в волю Божию, в волю благую и спасительную. «Го́споди и Влады́ко живота́ моего́» — Господь и Владыка моей жизни, моего бытия.
Даже сознавая спасительность такой богоустремленности подлинной христианской жизни, человек так часто отходит от Бога, руководствуется своеволием, вместо преданности воле Божией. Уход этот и называется грехом, потому что грех есть не что иное, как расстояние между человеком и Богом. Грех многовиден и разнообразен. Преподобный Ефрем Сирин называет четыре вида греховности, отделяющей человека от Бога.
1.» Дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия».
Праздность — леность, трата времени, энергии, талантов. Трата бесплодная, опустошающая. «Ничегонеделание» ведет ко внутренней пустоте, к духовному банкротству. Ведет и к унынию, к тому, что на современном языке называется депрессией, к тому, что Отцы Церкви считали одним из самых серьезных грехов.
Уныние идет рука об руку с маловерием, с неприятием воли Божией, с отказом от креста.
«Любоначалие» — постоянное стремление к эгоцентризму, к самолюбованию, обидчивости, желанию превозносить себя выше других, стремление подчинять себе чужую волю. «Любить начальствовать» — унижать ближних, ожидать от них стремления и покорности. Искажение того анализа своей духовной жизни, который так безусловно выражен в словах молитвы перед Причастием, где сказано, что Христос пришел в мир спасти грешников, «от них же первый есмь аз» — первый из которых я сам. Просим Бога избавить нас, оградить от этого духа, искажающего нашу человечность, воздвигающего стену между нами и Богом.
2. И просим у Бога иного духа — духа «целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любви́».
Целомудрие — внутренняя чистота. Чистота мыслей, стремлений, намерений, поступков. Внутренняя целостность, мудрость которой стремится исказить и разрушить дух зла.
«Смиренномудрие» — мудрость, искусство быть смиренным. Не напускное смирение, которое может стать «паче гордости», а подлинное понимание места своего перед Богом и среди ближних. То смирение, которое вело великие умы к великим открытиям, вело великие сердца к высотам святости. О котором сказано, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
«Терпение» — тот великий дар, который гасит гнев, смягчает злобу, растворяет раздражение. Помогает переносить обиды, боли, страдания, лишения. Дает внутреннюю стойкость в подвиге, в созидании характера, в спасении души. А за целомудрием, смиренномудрием, терпением следует дух любви. Той любви, о которой апостол Павел говорит: «теперь же прибывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).
3. И вот, испросив у Господа и Владыки жизни перемещения нашего из плана тьмы и греха, освобождения от духа праздности, уныния, любоначалия, празднословия, испросив перемещения под ясное небо Божией благодати, где царит дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, — просим Его о даре внутренней зоркости: «Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́». На пути постного подвига, да и на всем жизненном пути, так важно уметь заглянуть в свое сердце, в свою совесть, увидеть все темное и грешное, таящееся там по нашей же воле. И увидев себя во всей духовной своей неприглядности, понять, что только в осознании этой неприглядности, только через ее призму нужно смотреть на ближнего. И — не осуждать брата моего.
Столетиями православные уста повторяют эту молитву на нашей земле.
Столетиями она питает человеческое сознание, озаряет человеческий ум. Столетиями служит она, при всей своей краткости, мерилом человеческого поведения, мерой либо близости, либо отдаленности человека от Бога. Дай же Бог, чтобы и в современности нашей, в наши ответственные дни, все больше повторялась молитва эта, все глубже проникала в сознание, в ум, в сердце. Все сильнее отражалась на образе жизни каждого человека и всей нации. В глубине веры, что все благое приходит от Бога, почему и говорим Ему: «я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Ниже приводится полный текст этой дивной молитвы, которую каждый практикующий христианин должен знать наизусть. Молитва Ефрема Сирина «Господи Владыко» имеет следующий текст:
I. Го́споди и Влады́ка живота́ моего́ (жизни моей)!
Дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.
(Земной поклон)
II. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия,
терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
(Земной поклон)
III. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния
и не осужда́ти бра́та моего́,
я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
(Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго (гре́шную).
(12 раз с поясными поклонами).
При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.
Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз, и, затем, начинаются особые богослужения Страстной седмицы.