День памяти св. благоверного князя Игоря Черниговского и Киевского 2.10.2024 (Престольный праздник Храма-Колокольни)

Игорь Ольгович Черниговский, — в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий (†1147) — великий князь Киевский, страстотерпец

В богослужебной и агиографической традиции именно Русской Православной Церкви слово «страстотерпец» стало впервые употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, смиряясь перед Промыслом Божиим, беззлобно, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук единоверных соплеменников, часто становившихся их политическими противниками. Это абсолютно добровольное принятие смерти от близкого по крови человека, самоумаление, самоуничижение ради открытого Богом более высокого, вечного, в каждом случае давало яркий христианский результат, преображавший нашу историю. Нет такой глубокой раны, как та, которую нанес брат. И нет такой высоты духа, как та, с которой прощают согрешившего брата-убийцу, молясь о его спасении. Поэтому взошедшие на эту высоту святые так нам дороги и так почитаемы, а их молитва так глубоко входит в нашу жизнь.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_667b169c54e6e24b5ef69b38_667b16aeab7d4774f9a86f40/scale_2400

Родословная страстотерпца князя Игоря

Игорь Ольгович (в крещении Георгий), святой благоверный великий князь Черниговский и Киевский, страстотерпец, родился около 1080 года и от своего отца Олега Святославича унаследовал Черниговское княжество. В иконописном подлиннике говорится, что князь Игорь был среднего роста, сухощав, смугл лицом, носил длинные волосы и небольшую узкую бороду. По летописи, он был муж храбрый и великий охотник к ловле птиц и зверей, был читатель книг и в книгах церковных учен.

На его долю выпал непростой XII век, когда за Киевское княжение непрерывно боролись правнуки Ярослава Мудрого — князья Ольговичи и Мстиславичи. Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (†1115), сына Киевского князя Святослава, который в 1072 году переносил мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Старший брат Игоря, Всеволод Ольгович (прадед святого Михаила Черниговского), предчувствуя свою кончину, решил передать ему Киевское княжество в наследство. «Не желаем быть в наследстве», — решили киевляне.

В то время на Руси основной юридической формой, закреплявшей любое соглашение, было крестоцелование — клятва в верности заключенному соглашению, скрепленная лобызанием святого креста. Совершавший его как бы говорил: «Так же, как я верен православной вере и Господу Иисусу Христу, я буду верен и данному мною слову». Князь Всеволод умер 1 августа 1146 года, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — обещая справедливо править народом и защищать его. Крест еще носил следы от лобызавших его уст, а киевские бояре уже призвали Мстиславичей с войском. Князь Игорь вынужден был вступить в битву с Изяславом Мстиславичем. Под Киевом, еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Великий князь Игорь Ольгович скрылся на четверо суток в болота, но был взят в плен. Его привезли в Киев 13 августа и посадили в поруб (холодный бревенчатый сруб без окон и дверей; чтобы человека освободить, его нужно было оттуда «вырубать»).

Всё княжение Игоря продолжалось менее двух недель. В порубе многострадальный князь тяжело заболел, и киевляне, думая, что Игорь умрет, разрешили его освободить из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Приняв великий ангельский образ, Божией милостью князь выздоровел и всецело предался монашеским подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Радзивилловская летопись, список XV века: заключенного «вырубают» из темницы

Радзивилловская летопись, список XV века: заключенного «вырубают» из темницы

Тем временем борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Киевского князя Изяслава Мстиславича в совместный поход, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем не повинного князя-схимника. Желая отомстить роду Ольговичей, киевское вече в 1147 году, несмотря на то что князь-инок отказался от родовых прав, решило с ним расправиться.

Уговоры митрополита и самого князя Изяслава, пытавшихся не допустить кровопролития и спасти страдальца, были напрасны. Толпа ворвалась в монастырь и набросилась на инока, молившегося за литургией перед образом Божией Матери. В воротах монастыря киевлян остановил князь Владимир: он отбил схимонаха у тащивших его на расправу и укрыл в доме своей матери. Но народ вломился во двор и убил князя-схимника в сенях терема. Ожесточение было так велико, что обезумевшая толпа протащила его тело по улицам Киева, бросив на Подоле нагим и окровавленным. Так 19 сентября 1147 года святой страстотерпец князь Игорь, в схиме Игнатий, предал дух свой Господу, «совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся».

Страдание князя Игоря, Радзивилловская летопись

Страдание князя Игоря, Радзивилловская летопись

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». По благословению митрополита Климента Смолятича игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря на окраине Киева. Гроза и другие знамения, последовавшие во время погребения страстотерпца, устрашили киевлян и вызвали перелом в их отношении к убиенному. Уже тогда многие начали чтить князя Игоря как святого. Через три года, 18 июня 1150 года, князь Новгород-Северский Святослав Ольгович перенес мощи своего брата-страстотерпца в Чернигов и положил в Спасо-Преображенском соборе, где от них произошло множество чудес. «И с того времени, — по замечанию летописца, — стали праздновать память благоверного князя Игоря». Память страстотерпца князя Игоря совершается также 2 октября, в день его кончины, а также в Соборах Брянских, Киевских, Тульских и Черниговских святых.

Во время татаро-монгольского нашествия на Русь в XIII веке мощи князя Игоря вместе с ракой во избежание их поругания были спрятаны черниговцами под фундамент собора, где пребывают и поныне. Все попытки поднять раку с мощами наверх не принесли желаемого результата в связи с опасностью обрушения несущей стены собора. И рака с мощами святого Игоря сегодня находится под спудом, вероятно, возле северной стены собора.

Черниговский Спасо-Преображенский собор, XI в.

Черниговский Спасо-Преображенский собор, XI в.

Образ, перед которым князь-схимник молился в последние минуты жизни перед принятием мученической кончины, стали именовать «Игоревским». Эта икона была молельным образом князя Игоря по принятии им монашества. Она представляет собой оплечный список иконы Елеуса («Умиление»), которая по перенесении князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери.

Игоревская икона восемь столетий пребывала в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В XVI веке митрополит Московский Макарий сделал несколько списков Игоревской иконы, которые дошли до наших дней. Они представлены в Третьяковской галерее в Москве. Оригинальный образ был утрачен во время Великой Отечественной войны. Во время оккупации фашистами Киева Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван, а все древние иконы украдены немцами.

Игоревская икона Пресвятой Богородицы

Игоревская икона Пресвятой Богородицы

Дух страстотерпцев, предпочитавших принять невольную смерть, —только бы не пролить братскую кровь — противостоял княжеским усобицам, которые в новокрещенной Руси были нередки. Это зло искоренялось постепенно. Орошая своей невинной кровью Русскую землю, страстотерпцы вопияли к Богу о своих помраченных властолюбием собратьях, и эта молитва доходила до Престола Божия. Князья и народ приходили к пониманию, что они братья, и потому обязаны жить дружно, а не враждовать; защищать Русскую землю от врагов, а не проливать кровь христианскую в усобицах. Совершители насильственных кровавых поступков на века были прозваны «окаянными», а осуждение усобиц порой удерживало, пусть и не всегда, князей, пока наконец в XIV веке в Куликовской битве русские Гедиминовичи, Мстиславичи, Рюриковичи; князья Московские, Ярославские, Ростовские, Пермские, Туровские, Смоленские, Углицкие, Волынские, Полоцкие, Брянские и прочие не переплавились в единый русский народ, которому Господь даровал победу над иноземными захватчиками.

К сожалению, иногда ослабевает память о том, что «ничем так Отечество не разоряется, как междоусобной и внутренней бранью. Так, когда христиане на христиан восстают и им причиняют зло, — отдают себя в посмеяние дьяволу и служителям его идолопоклонникам». В критический момент Господь вновь воздвигает страстотерпцев, чтобы по их молитвам теряющие разум люди могли прийти в себя.

Источник: https://dzen.ru/a/ZnsWnFTm4kte9ps4

Собор святого благоверного князя Игоря Черниговского рядом с Патриаршей резиденцией в Переделкине

Собор святого благоверного князя Игоря Черниговского рядом с Патриаршей резиденцией в Переделкине

C:\Users\stesi\OneDrive\Рабочий стол\ВИДЫ ПОДВОРЬЯ (ФОТО)+\КОЛОКОЛЬНЯ (ВИДЫ)+\DP6A5200 обрез.jpg

Храм-Колокольня св. благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского п.Токсово

Тропарь, глас 4:

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, / созывающа люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшася благочестивых множество / молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: / молися, святе, / стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом / в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас 4:

Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6:

Изменил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный. / И страдальчески земное житие скончав, / ныне на Небесех радуешися, / усердне моляся о чтущих тя, / Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8:

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.

Величание

Величаем тя, / страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.