Настоятель строящегося храма, кроме ежедневной суеты, нередко уподобляется мифическому Прометею. Ибо, как и тому Прометею, настоятелю приходится подставлять свою печень под удары. Но воздействие на печень происходит не с участием орла, а посредством «согревающих» напитков, которые приходится вкушать с благотворителями. По умеренном вкушении оных за беседой с последующим чаепитием будущего благотворителя приходится вразумлять тому, что священник не монстр какой-то, облаченный в рясу, а плоть от плоти русского народа. И нуждается не священник (все нуждаются), а храм – в благоукрашении. Таким образом, к будущему благотворителю постепенно приходит понимание, что надо помочь храму.
Уже позже благотворитель начинает вникать в вопросы строительства и благоукрасительства храма, посещать праздничные богослужения и любить их. Промыслом Божиим просыпающаяся от грехов и мирской суеты душа преображает его не только в попечителя прихода, но и в верующего прихожанина. Следом подтягивается и его семья, близкие и друзья. Потом, анализируя свои дела и жизнь, он с удивлением обнаруживает, насколько стал богаче. И не только духовно (верующим это понятно), но еще и материально!
Опыт приходских благотворителей оказался удивителен – они свидетельствуют: «Чем больше делаешь для дела Божьего, тем во много крат больше обретаешь».
Вот так, тайнообразующе, происходит восстановление и устроение приходов Русской Церкви.
Многие из благочестивых читателей этих строк имеют основание справедливо возмутиться: что же это такое, за застольем что ли дело Божие совершается? Но вспомним еще раз Евангелие, в котором Иисус Христос пришел грешников спасти. Сколько раз он с грешниками, блудниками и фарисеями встречался и вразумлял их и на сонмищах, и на трапезах?
Потом вспомним, кто великие лавры и монастыри строил? Да, конечно же, их основывали великие святые, которые сначала молились в земляных церквях и кельях и совершали Евхаристию на глиняных и деревянных сосудах. Им ведь ничего более не надо было: они постоянно были близки к Пресвятой Троице, Божией Матери и ангелам. Но проходило время, и уходили святые в Царствие Божие, пополняя Рати Небесных Сил Бесплотных. Так кто же тогда, через годы и века, и теперь, в наше время, благоукрашал эти лавры, храмы и монастыри? Кто воздвигал заново или восстанавливал величественную православную архитектуру, иконопись, утварь, аналогов которым не было, нет и не будет во Вселенной?
Конечно, кающиеся грешники! В этих их благотворениях и пожертвованиях – их покаяние и бессмертие. В этом они спасались и этими своими трудами заповедали нам, живущим в XXI веке, идти тем же путем – и благотворить, и восстанавливать. Именно нам поднимать из праха поруганную и оскверненную Русскую Церковь. А кто это будет совершать за нас? Государство или так называемые народные массы? Или заграница? Нет, нет и нет. Это будет совершать каждое кающееся и любящее Россию сердце!
Поэтому, православные, не будем лицемерить, а будем трудиться, ибо не знаем, сколько имеем для этого времени.
На тех «полях», которые сейчас «вспахиваются» заново, будут посеяны добрые семена. В возрожденных и вновь отстроенных храмах духовно вырастут новые люди, и им предстоит молиться об упокоении наших бессмертных, но грешных душ. В новых храмах до скончания века будет совершаться ежедневная молитва «о блаженных и приснопоминаемых создателях Святаго Храма сего…»
Но пора спуститься на землю, чтобы не пленил нас грех тщеславия. Слава Богу, что есть у нас мудрые старцы, которые вразумляют нас.
Как-то на одной из трапез наш Владыка, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, сказал одному очень мощному благотворителю и строителю многих храмов в России и за рубежом с 1995 по 2010 год И.А. Найвальту: «Дорогой Игорь Александрович! Своими трудами на благо Святой Церкви Вы построили себе царские палаты в Царствии Божием. Теперь Вам остается только одно – попасть туда! И да поможет Вам в этом Господь наш Иисус Христос!»