Такого термина, конечно, не существует. Он введен здесь для того, чтобы обозначить другую сложность пастырского служения. Она больше касается некоторых пожилых и опытных священников. К великому сожалению, их остается все меньше и меньше. Но такова жизнь.
Общеизвестно, что главной проблемой каждого христианина является отсутствие должного духовного руководства.
Все мы стараемся жить по-христиански, но потребность в регулярной серьезной исповеди и наставлении, необходимость капитальной уборки в душе и очистки совести от накопившейся скверны бывает очень острой.
Для священства эта проблема, вообще, почти неразрешимая. Можно, конечно, и нужно, если внезапно «бес попутал», исповедоваться у своего ближайшего собрата – священника. Иначе как к совершению Таинств приступать? Недопустимо — пастырская совесть не позволит! Но ведь иногда хочется, чтобы проняло, стыдно стало, чтобы промыли гнойную душевную рану с болью и «терапевтический» пластырь на душу наложили. А если потребуется, то и хирургический надрез сделали, чтобы греховный гной вытек из души.
Можно пойти и к архиерею на исповедь. Как правило, он опытный священнослужитель, а по возрасту, нередко, как отец. Но от него такую хирургическую операцию можно заполучить, что до конца дней своих раны будешь зализывать! Да и очень занят Владыка всегда, а страждущих около него – тысячи!
Поэтому священство и миряне всегда ищут опытных и пожилых пастырей. Ведь они много пережили, много служили у Престола Божия, имеют огромный пастырский опыт. Каждый из них – это веха в Священном Предании (то есть в духовном наследстве) Святой Церкви. Оно, как и Священное Писание, является фундаментом и одновременно сердечно-сосудистой и кровеносной системой, без которых Истинная Святая Церковь существовать не может.
В силу своего возраста эти священники уже не обременены плотскими страстями и искушениями – «ибо страдающий плотию перестает грешить» (1Петр.4:1). Бури житейского моря и человеческих страстей не способны утопить их жизненные корабли, которые уже подходят к своему тихому пристанищу. К той гавани, где покой, штиль, где беспокоят только собственные хронические немощи. Им уже ясно видится образ Того, Кто встретит их и поведет к бессмертию, к вечности……
Доброта старых священников, их понимание и милостивость просто покоряют! Многим, особенно мирянам, такие батюшки заменяют земных родителей.
Но, к великому сожалению, они заменяют им и Родителей Небесных! Потому что любовь чада к своему духовному отцу настолько велика, что затмевает ему Бога. Приходят такие духовные дети в храм не к Богу, а к своему духовному отцу. Подобных «православных» довольно много, а батюшка в этом, как правило, и не виноват!
И вот уходит этот батюшка из бренного мира. Хоронят его неподалеку от храма. Приходят чада к своему духовнику на могилу, а в храм уже даже и не заходят!
Священное Писание предупреждает об этом: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф.26,31). Хотя разбегаются только «худые» овцы, а добрые остаются с храмом, чтобы молиться Богу об упокоении своего духовного отца! Как жаль, что уже почти не осталось добрых духовников.
Вместе с тем для нашего утешения от этой печали следует вспомнить размышления
святителя Игнатия Брянчанинова о духовном руководстве. Он еще в середине ХIХ века
сетовал на то, что уже в его времена не найти таких духовных наставников, которые не повредили бы спасению души своим пасомым.
Что же говорить о нашем времени! Нам остается только крепче молиться и внимательно читать Евангелие и Святых Отцов. Как можно чаще прибегать просто к советам, а не руководству опытных пастырей и мирян. При этом следует помнить, что важные решения в духовной жизни придется принимать нам самим. Самим же и ответ держать.
Для священнослужителей, которые дерзают взять на себя духовное руководство над конкретным чадом или многими чадами, да будут вразумлением грозные слова пророка Иеремии: «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! Говорил Господь» (Иер.23.1). Паства, оказывается, принадлежит не дерзновенному батюшке, а Господу. Поэтому этот великий пророк еще раз предупреждает: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно…» (Иер.48,10).