Проблема зубов – это проблема общечеловеческая. В разные времена ее решали по-разному. Это явствует из редких наскальных рисунков еще со времен Палеолита. Но как-то все-таки решали. Например, во времена своей студенческой и трудовой молодости настоятель эту проблему решал традиционно. Заболел зуб – его сразу же удаляли или в ближайшей поликлинике, или у частника. А частные «зубодеры» и протезисты были и в советские времена. На лечение зубов времени и условий не хватало. Особенно если приходилось находиться в длительных полевых условиях. Поскольку количество зубов у человека ограниченно, и естественному восстановлению они не подлежат (в отличие от волос и ногтей), то у любого человека к 40 годам наступает зубная катастрофа. Как характерное следствие последней «подтягиваются» острые хронические заболевания желудка и соседних органов.
Кстати, подобные неприятности у человека могут возникать и в значительно более раннем возрасте. И каждый индивидуум старается решать эту проблему через знакомых. Это, правда, не всегда является гарантией качества. Видимо потому, что у всех физиологические процессы протекают по-разному. Да и степень запущенности зубной проблемы у людей неодинакова. Ведь обычный человек начинает бить тревогу, когда зубная боль становится уже невыносимой. Будущего настоятеля всегда восхищали люди, которые добровольно отправлялись в поликлинику, чтобы просто поинтересоваться состоянием своих зубов. Сделать так называемый зубоосмотр.
Лет 25 назад, после очередного приступа и «ампутации» безвозвратно утерянного «остатка», будущий настоятель дал себе слово всерьез заняться своими зубами. Он обратился к семейной паре зубных врачей, своим давнишним приятелям. Причем она лечила и удаляла зубы, а он протезировал. Худо-бедно процесс сдвинулся с мертвой точки. С большим энтузиазмом она бралась за «бурстанок» и через месяц расковыряла все челюсти с оставшимися на них зубами, а затем залепила их пломбами. Так была сделана подготовка ко второму этапу – протезированию.
Этот этап зубоспасения не состоялся из-за довольно забавного случая. В конце 90-х годов пришлось настоятелю впервые побывать за границей, в Канаде. Там жили и работали его друзья по геологическим экспедициям, которые эмигрировали из СССР по «израильскому коридору». Так вот, заболел у него в гостях зуб, и обратился он за помощью в зубную консультацию в городе Эдмонтон. Друзья с тревожным чувством отвезли его к зубному врачу. Их тревога объяснялась тем, что подобная помощь в Канаде стоит огромных денег, если отсутствует страховка.
К общей радости проблема оказалась пустяковой. Единственно, врач спросил напоследок у пациента из России: «Скажите, а эти пломбы на зубах Вы сами себе ставили?» В ответ пришлось только со вздохом развести руками: «Нет, конечно. А что делать!»
В 2000-х годах было сделано несколько попыток решить зубной вопрос, но с переменным успехом, хотя в эти времена появилось множество частных клиник.
После очередного рецидива, в 2010 году, все же произошло благоприятное разрешение болезненного вопроса. В числе приходских благотворителей появились замечательные верующие прихожане – раба Божия Елена и двое ее взрослых сыновей – помощников – Николай и Алексей. Они владельцы и управляющие замечательной зубоврачебной клиникой «Медикор». Позже выяснилось, что они безвозмездно уже помогли очень большому количеству зубных инвалидов из духовенства, монашествующих и церковных служащих многих епархий РПЦ.
В этой клинике работают высококлассные специалисты. Благотворением этих добрых людей настоятель теперь имеет надежную «американскую улыбку», которой сносу не будет.
Правда, несколько месяцев было посвящено привыканию к неестественно «правильным» зубам и отработке дикции.
Кроме того, в самом ношении новых зубов появились некоторые неожиданности при прохождении электронного досмотра в международных аэропортах. После предварительной сдачи всех предметов на досмотр телекамеры, включая ремень и ботинки, прохождение самого настоятеля сквозь рамку металлоискателя всегда вызывало тревожное звучание «зуммера». Тогда приходилось предъявлять и съемный протез, в котором присутствовало немного граммов высокотехнологических сплавов. Однако вскоре выяснилось, что медикоровские протезы были не виноваты. Просто плохо работали металлоискатели в аэропортах.
P.S. Данная новелла – не реклама! А акт благодарности!