Новеллы о личном Кресте

1

Как-то за вечерней молитвой пришли в голову одному человеку мысли о Кресте. Мысли вроде бы и благочестивые. Но Святые Отцы ясно характеризуют различные отвлечения от молитвы или как леность и несобранность, или как бесовскую атаку. А может быть, и то, и другое одновременно.
Этому человеку восемь месяцев назад удалось совершить над собой усилие и подавить свой главный грех. Хотя он понимал, что у человека нет второстепенных грехов. Все главные, и все ранят, а иногда и убивают. Причем не только в духовном, но и в реальном, телесном аспекте. Подавление это он совершил не своей волей, не своими «духовными бицепсами»! Он взмолился к Небу о помощи! Упал перед иконами Спасителя и Матери Божией с воплем: «Погибаю! Помогите! Оторвите меня от греховного плена!» И Они услышали!
Вопил этот человек не потому, что ощущал приближающуюся погибель и хотел еще немного пожить. Нет. Просто такая жизнь его уже не удовлетворяла. В ее продолжении он видел только одно – умножение грехов. Ему остро захотелось стать другим, то есть внешне «правильную» жизнь привести в соответствие с жизнью внутренней.
А внутренняя жизнь стала ему казаться абсурдом, потому что «мухи и котлеты» были страшно перемешаны в жизненной мясорубке. В душе этого человека наступило ясное понимание того, что он достиг некоего критического предела или, если угодно, дна пропасти.
Когда внутреннее его «Я» и совесть осознали – наступил предел Долготерпения Божиего. Долгов перед Богом у него накопилось много. Каялся он в них неоднократно, но потом снова их совершал. Получалась у этого человека не жизнь, а как бы «снежный ком» грехов, который катился с огромной скоростью и ужасно быстро разрастался. Сам человек не в состоянии остановить его. Это подвластно только Богу (Мк.10:27).
Поэтому-то и вырвалось у него, как у того Евангельского должника к царю: «…потерпи на мне, и все тебе заплачу» (Мф.18:29). И простил царь долг, и отпустил должника с миром. Эту притчу Иисус Христос рассказал Своим ученикам, указуя, что Милосердный Бог так поступит с теми, кто сам будет милосердным к другим. Но нужно помнить и о финале этой истории. Прощенный царем должник оказался немилосердным и неблагодарным человеком, и за это был наказан (Мф.18:30-35).
Очень поучительна эта притча. Однако, как нам быть милосердным к другим, если мы не милосердны к себе? Если мы ежедневно «гробим» себя? Да, Милосердный Бог дает время для покаяния и прощает в тысячный раз. А человек? Избежал возмездия – и опять за старое?
Опасность и коварство главного греха заключается в том, что человек становится зависимым от него и теряет свою волю. Тот или иной порок (тщеславие, пьянство, блуд, сребролюбие и т.д.) превращается в его жизненную доминанту, в тайного вожделенного кумира и руководителя всех устремлений.
Даже когда удается с помощью Божией временно нейтрализовать какую-либо зловредную зависимость, то создается лишь видимость ее исчезновения. А человек при этом победно расслабляется. А напрасно.
Ведь Бог дал время на исправление. Промыслом Своим освободил душу для заполнения ее добром, молитвой и воздержанием, чтобы она укреплялась и была готова к «боевым действиям» против сил зла. А человек не работал над собой, он благодушествовал. Отпущенное Богом время не использовал. И происходит то, что так часто бывает в жизни. Об этом удивительно точно говорится в другой притче Христовой (Лк.11:24-26) – возвратился в такого человека его старый бес (главный грех). Но не один, а с семью другими, еще более злыми бесами, и стало жить этому человеку гораздо хуже, чем раньше.

2

Прошло восемь месяцев с тех пор, как этот человек получил от Бога освобождение от главной греховной зависимости. Нельзя сказать, что жизнь его стала безгрешна. Накатывали на него темные атаки в виде гнева, раздражения, тщеславия, гордыни, эгоизма, осуждения… Но все эти наваждения, без укрощенного Богом главного греха, он получил возможность подавлять. Особенно когда сразу же раскаивался в них и просил прощения у Бога и ближних.
За это время у этого человека появилась огромная трудоспособность. Но главное – огромная потребность читать духовную литературу. Стали появляться радость от молитвы и самоконтроль своих мыслей и поступков.
Он с рвением стал доделывать заброшенные дела. Резко ограничил круг светского общения. Сделал он это из опасения срыва и возобновления главного греховного рецидива. За это время он успел сделать столько, сколько раньше не сделал бы и за несколько лет.
С благодарностью Богу он иногда ловил себя на мысли, что как бы подчищает все свои «хвосты» – долги, как это, в идеале, и должен делать каждый христианин перед своей земной кончиной. Во всяком случае он радовался, что Бог дал ему возможность подвести некоторый итог.
Однако результаты прожитой жизни оказались неутешительными. Долгов этих, то есть грехов, перед ближними и дальними имелось великое множество. По вектору своего проявления они были горизонтальными. И это очень тяжкий груз на сердце и совести человека.
Не всегда раскаяние в них и разрешение (прощение) в Таинстве Исповеди приводит к освобождению от их уз. Человек начинает понимать, что одного раскаяния недостаточно. Необходимо как-то потрудиться, чтобы их исправить. Потрудиться всем своим триипостасным естеством – духовным, душевным и телесным.
Но самым страшным испытанием, доводящем человека до уныния, является осознание своих вертикальных долгов – грехов перед Богом. И вот им-то, как раз, нет числа.
«От юности моея мнози борют мя страсти…» – с сочувствием христианину поет Святая Церковь на утрени воскресного богослужения, которое мы слышим каждый субботний вечер. Но не ослабевает эта брань и в старости.
В итоге, горизонтальные и вертикальные долги составляют личный человеческий Крест. Можно ли от него освободиться или как-то облегчить его тяжесть? Самому человеку – невозможно! Именно поэтому в этом песнопении далее слышится человеческий вопль: «…но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»
Без веры христианина, что Бог заступится и спасет его, все надежды бессмысленны. Ведь жуть пробирает, когда представляется воображению человека, как миллионы и миллионы людей непрерывно уходят с лица земли на заслуженную погибель на радость сатане. Они уходят без покаяния и примирения с Богом. И Крест бессилен им помочь, потому что они не обращались к его помоши и защите при жизни. Он становится топливом для вечного огня. Как страшна такая участь! Но многие верою во Христа и покаянной жизнью избегали ее.

3

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», – поет Святая Церковь в Крестопоклонное воскресенье Великого Поста. Да, Спасителю Крестом и Воскресением удалось победить, как говорят Святые Отцы, последствия первородного греха –  страстность, тленность и смертность человеческой природы. Да, подвиг, совершенный Господом нашим Иисусом Христом, был Ему возможен, потому что Он – Сын Божий. А мы? Разве нам это достижимо? Мы же дети человеческие, и со страшным грузом еще и родовых грехов.
Святая Церковь призывает своих чад внимать словам Христа и доверять им. «Кто верует в Меня, тот не умрет» (Ин.11:26).
Как это делали святые праведники и мученики. Как призывает апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (Кор.4:16).
Как можем мы, грешные и немощные, подражать святым людям? Этим великим «героям» Духа? Нам не по силам повторить их подвиг. Но надо хоть что-то делать. Бездействие смерти подобно.
Для этого каждый человек должен стать Распятием. Распятием не фигуральным, а реальным, на котором он призван позволять своим хранителям – святым ангелам Божиим – распинать своих темных бесов страстей, поселившихся в сердце. Если человек покорно, без сопротивления, помогает ангелам, то победа добра неизбежна, хотя она будет временна, так как до последнего вздоха расслабляться нельзя. Вся короткая жизнь должна быть посвящена этой невидимой брани, потому что и с последним вздохом может войти сатана в человека и погубить его.

4

Самому, своей волей, сделать из себя Распятие человеку не по силам. Но если он молитвенно научится призывать для этого помощь Божию, то Бог никогда не будет медлить. Он поможет!
В человеке начнет ощущаться первый Дар Божий – Вера. Понимание, что совершенный грех – это предательство Божьего расположения к нему. А каждый мысленный грех – это атака злых сил, которую возможно победить только обороной с помощью ангельских сил. Когда человек в своем раскаянии ощутит прощение Божие, то духовные раны на душе человеческой начнут «рубцеваться», залечиваться.
Когда Господь увидит стойкость и решимость души человеческой, Он пошлет ему второй Дар – Любви. А когда истинно любишь, то сможешь ли предать объект своей любви? Никогда и ни за что!
Если душа человеческая «закалит» себя в этих добродетелях, то Господь пошлет и укрепит в ней третью добродетель – Надежду! Надежду, что жизнь проходит не напрасно, что ты не станешь добычей демонов.
Действие этих добродетелей в человеке дает ясное предвкушение Промысла Божиего (заботы) о нем не только в земном мире, но и в мире загробном!

5

Господь определенно всех предупреждает об опасности духовного расслабления. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф.24:42).
При этом для каждого кающегося грешника Бог через пророка Иезекиля дает великую надежду на оправдание и милосердный суд: «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив – будет» (Иезек.18:21-22).
Ведь это потрясающее откровение для грешников, которые избрали покаянный путь в своей жизни! Бог – Абсолютное Благо и Добро! Бог уже не помнит зла, от которого человек отрекся. Вместе с тем, человеческий индивид не может находиться с Богом в товарно-рыночных отношениях. Принцип «чем больше добра я сделаю, тем меньше останется моего зла» – может и не «сработать». Обманется человек, если будет считать, что он останется в «плюсе», и что Бог «обязан» в целом оправдать его жизнь. Такое представление распространено среди западных христиан. А ведь у людей не может быть уверенности, что соделанное ими «добро» является таковым для Бога, потому что многие наши добродетели исходят не от чистого сердца, а от тщеславия и гордыни.
Для христиан восточной православной традиции более характерно святоотеческое понимание (Иустин Философ) слов Спасителя: «В чем я найду вас, в том буду судить» (Аграфа – сборник изречений Иисуса Христа, не вошедших в книги Священного Писания Нового Завета).
Вот она – великая надежда на спасение, которая способна окрылить любого кающегося грешника! Теперь остается только встать на этот спасительный путь и не сойти с него, чтобы не подкралось к душе бесовское самоуспокоение, которое снова сбрасывает человека вниз. Спасение только в одном – надо опять подниматься и идти тем же путем, а нет сил – ползти!
И так до последнего вздоха……Чтобы Бог застал нас в движении к Нему!
Как мало внимания уделяем мы мыслям о Кресте Христовом – орудии нашего спасения и моста к бессмертию. Как мало уповаем на Его помощь и защиту. Видимо поэтому так безмолвно Он висит всю жизнь на нашей груди, а потом так же безмолвно будет стоять над нашей могилой……пока не упадет. И это правильно. Его животворящая и непостижимая сила начнет действовать в нас только тогда, когда Крест станет нам родным и незаменимым. Когда мы будем способны вместить очевидную истину о том, что Он никогда «не оставит нас грешных» (из прошений Великого Повечерия 1-й седмици Великого Поста).