После прочтения некоторых новелл читателю может показаться, что настоятель – человек неблагодарный. Столько благотворителей помогали его приходу, а он публично обличает их недостатки.
Следует сразу заявить – это не так! Потому что этого быть – не может!
Более того, можно привести его «крылатое» выражение, которое отражает высочайшую ценность для него каждого благотворителя: «Для батюшки, который строит и восстанавливает храм, благотворитель дорог не меньше матушки!»
Это, конечно, шутка! Но его благодарность и любовь к благотворителям будет выражена в Новелле-Оде.
Трудностей у настоятелей строящихся храмов действительно огромное количество. Вышеприведенная шутка – это ирония сквозь слезы!
Нередко какой-нибудь настоятель получает архиерейский Указ на место служения – и все! А места служения-то нет! Этот настоятель должен сам выбивать из администрации участок под застройку храма, сам искать проектировщиков и деньги на оплату их дорогостоящих трудов, сам находить строителей, благотворителей и так далее.
И не архиерей в таких случаях виноват, что бросает своего молодого священника на «минное» поле.
Виноваты доброхоты! Вот собрались в каком-то поселении соседи на праздник. За бутылочкой хмельного и пением народных песен наступает время непременных разговоров о Боге и нечистой силе. Причем знания у них по этим вопросам или никакие, или очень скудные – одни слухи и суеверия. Вдруг кто-нибудь возбужденно заявляет: «А что это в соседней деревне есть храм, а у нас нет?»
Недолго думая, собрав подписи, сразу же отправляются в епархию с прошением: «Хотим приход учредить!» Как правило, правящий архиерей вынужден отреагировать на такое прошение положительно. Затем следует регистрация прихода в государственных органах как юридического лица.
Потом следует еще одно прошение архиерею: «Дайте нам священника!»
Приезжает батюшка на место своего назначения и наблюдает ситуацию, как в известной сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Там хоть старое разбитое корыто было, а здесь и корыта нет. Доброхотный народ уже разбежался и попрятался «по щелям». Трудно тут настоятелю не впасть в уныние на таком «берегу житейского моря»!
Существует еще один способ возникновения подобных бедовых приходов.
Это когда в каком-то поселении появляются некие псевдоблагочестивые люди из неофитов (недавно крещеных).
Часто ими бывают какие-нибудь бродячие монахини или «старчики», которые решили про себя (или видение им какое-то было), что Бог благословил их учредить как можно больше храмов и часовен.
Своей активностью «не по разуму» будоражат они народ, собирают 10 подписей на прошении и месяцами обивают пороги епархии.
Терпение епархиальных секретарей тоже не каменное. Чтобы прекратить «осаду», они выносят им прошение, подписанное архиереем. При этом хорошо понимают безнадежность данного «предприятия». Но как говорится в народе: «А что делать?»
Приход зарегистрирован, добились доброхоты своего и полетели дальше. А храм строить нет ни времени, ни денег. Их призвание – другие приходы открывать. Как птицы – кукушки, снесут яйцо в гнездо, а высиживать приходится другим. Бедные настоятели, которые попадают в такие «гнезда»: общины нет, прихода нет, храма нет – ничего нет!
Настоятель доподлинно знает несколько таких «приходов». Например, в одном из них за 4 года сменилось почти 10 настоятелей, а того, кто «кашу заварил», и след простыл.
Так было с 1990 по 2008 год. Сейчас в епархиальных управлениях к учреждению новых приходов относятся очень строго и требуют полного обоснования.
А ведь в древней Церкви было не так. Сначала образовывалась община верующих. Затем она выбирала среди своих самого достойного христианина и просила правящего архиерея рукоположить его во пресвитера. И уж потом всем миром строили храм или искали богатого жертвователя.
Но «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7), потому что Господь определяет людям: «Собрались строить Дом Божий – так стройте!» Сама жизнь показывает, что даже в таких «кукушкиных» приходах строятся храмы и рождается плодотворная православная жизнь!