Новеллы о Святителе Иоасафе Белгородском

1

Икона Святителя Иоасафа Белгородского

Будущий епископ Иоасаф Белгородский (1705–1754) происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых.
С 7-летнего возраста Иоасаф (во Святом Крещении Иоаким) был отдан родителями на обучение в Киевскую Духовную Академию. От юности своей возлюбил он монашество и принял его одновременно с окончанием Академии в 1727 году. Господь даровал будущему святителю таланты, с помощью которых он приобрел глубокие богословские знания и организаторские способности. Последние успешно употребил при восстановлении монастырей, особенно когда в 1744 году был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, где в течение четырех лет самоотверженно восстанавливал обитель от последствий пожара.
2 июля 1748 года в Петропавловском Соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископа Белгородского. В этой епархии Владыка Иоасаф положил много трудов в организации высокого уровня духовной жизни духовенства и мирян.
Наряду с этим архипастырь вел аскетический образ жизни и совершал подвиги внутреннего духовного делания. Во все времена сочетание святости духовной жизни с земными подвигами по устроению церкви сокращало годы многих праведников. Так и Владыка Иоасаф скончался, не дожив до 50 лет.
После блаженной кончины к месту его упокоения стали совершаться многочисленные паломничества. От его нетленных мощей люди получали исцеление различных душевных и телесных немощей. Неоднократно делались попытки ограничить доступ верующих к Святителю Иоасафу, что вызывало бурное недовольство паломников.
На протяжении следующих лет всенародное почитание святителя возрастало. Имелось документальное подтверждение множества исцелений у его мощей.
Однако обращения в Святейший Синод правящих архиереев Белгородской епархии о канонизации епископа Иоасафа много лет не получали поддержки.
Лишь в 1910 году Святейший Синод сформировал комиссию для выработки обоснований причисления епископа Иоасафа к лику святых. На основании положительных выводов комиссии был составлен доклад императору Николаю II «о необходимости и целесообразности канонизации Святителя Иоасафа», который получил Высочайшее одобрение. Всенародное прославление святителя было совершено 4 сентября 1911 года.
Это явилось одним из последних значимых актов Русской Синодальной Церкви, во главе которой был император.

2

Наступил 1917-й год. Русский народ созрел для Суда Божиего, который был неминуем согласно многим пророчествам и предупреждениям.
Очевидно, что возмездие коснулось и других государств и народов, но то, что в Российской империи произошли цареубийство, братоубийственные войны, гонения на Церковь и свой народ, осквернение святынь, иначе как Попущением Божием объяснить невозможно. Как будто на время сдвинулась плита над адом, и несметные черные силы вышли из преисподней и воплотились в безбожную армию палачей. А ведь почти все они совсем недавно носили нательные православные кресты.
Только жертвенная кровь новомучеников и исповедников Российских, царственных мучеников и страстотерпцев, и всех за веру и Церковь Христову жизнь свою положивших, смогла остановить 70-летнее «Вавилонское пленение». Только такой жертвой Бог приклонил Свой Суд на Милость к гибнущей Церкви и ее народу и «задвинул» плиту. Надолго ли?

3

В целях антирелигиозной пропаганды советской властью повсеместно стали оскверняться мощи святых. Некоторые из святых останков были привезены в Ленинград. В бывшем Казанском Соборе был устроен музей религии и атеизма, в котором они демонстрировались как груды простых человеческих костей. Этим аргументировались «поповские» махинации и отсутствие бытия Божия.
Во время хрущевских гонений на Церковь, как логического продолжения многочисленных ленинских и сталинских гонений, вновь стали закрываться и взрываться православные храмы. Власти предполагали, что это будет последняя атака на Русскую Церковь с целью ее полного уничтожения. Например, в советской Албании так и случилось.
В конце 1950-х годов под руководством партии и правительства начались полномасштабные «боевые» действия против Церкви. В их число входило и уничтожение церковных артефактов, то есть нетленных мощей русских святых.
Произошли «гонения» на нетленные мощи святых и в музее религии и атеизма. Однако не у всех русских людей была потеряна совесть.
Бригадир плотников Аркадий Соколов успел спрятать несколько больших упаковок с мощами и бирками имен святых в шлаковую засыпку чердака Казанского Собора. Он многим рисковал, но совершил подвиг, предотвратив их уничтожение, которое было санкционировано комендантом музея. К всеобщей радости А. Соколов дожил до начала 90-х годов и сообщил тайну местонахождения мощей в епархию.

4

В Спасо-Преображенском Соборе Ленинграда с большим почитанием относились к памяти Святителя Иоасафа Белгородского. По воспоминаниям протоиерея Михаила Нероды, в послевоенные годы за воскресным всенощным бдением его предстательству довольно часто совершались акафисты.
Как сложилась такая традиция, установить уже вряд ли возможно, но она была довольно редкая и не характерная для многих Ленинградских храмов.
Но что удивительно: нетленные мощи Святителя Иоасафа Белгородского вернулись из забвения именно в Спасо-Преображенский Собор! В тот храм, где его прославляли много лет.

5

В один из будничных февральских дней 1991 года в Спасо-Преображенском Соборе после литургии в приделе преподобного Сергия Радонежского шло отпевание.
День был пасмурный. Народу в храме было мало. Ничего не предвещало никаких неожиданностей. Отпевание шло своим чередом. Перед гробом молились соборные священник, диакон и псаломщик. Небольшой хор певчих совершал заупокойные песнопения.
Вдруг всех поразил громкий треск открывающихся настежь центральных дверей Собора. От неожиданности хор прекратил свое пение, а духовенство и все присутствующие повернулись к центральному входу, чтобы понять – что же происходит!
Все увидели, как в храм стремительно вошли четыре священника. На своих плечах они несли длинный предмет, перемотанный черной тканью.
Не останавливаясь, они шли к центральному алтарю. И как только подошли – перед ними распахнулись Царские Врата, а затем сразу же за ними закрылись.
В эти секунды на всех очевидцев напало какое-то оцепенение. Возможно, из-за неожиданности и необычности увиденного – ведь такого священнодействия никто никогда не видел. Да и нет его в Уставе Святой Церкви. Что все это значит?
Возможно, они ощутили духовное соприкосновение с чем-то сакральным, то есть внемирным и вневременным.
Позже все узнали, что в алтарь внесли нетленные мощи Святителя Иоасафа Белгородского.
Память об этом событии у тех, кто был его свидетелем, сохраняется до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более 20-ти лет.

6

Облачение мощей Святого Иосафа Белгородского

Через несколько дней в Собор приехал личный секретарь Патриарха Алексия II епископ Истринский Арсений (Епифанов). От Курской и Белгородской епархии во главе группы священнослужителей прибыл архимандрит Иоанн (Попов) – будущий архиепископ Белгородский и Старооскольский. Все они, вместе с братией Собора во главе с настоятелем протоиереем Николаем Гундяевым и ктитором протоиереем Борисом Глебовым, участвовали в облачении честных мощей Святителя Иоасафа в архиерейские ризы и положении их в дубовую раку.
Участники этого, по сути своей второго обретения святых мощей, испытывали необычайное благоговение и трепет. Всех поразило, что человеческие останки святого представляли собой не «груду костей», как вопили атеисты, а полноценное человеческое тело высокого роста. Плоть на скелете, обтянутая кожей, была коричневого цвета, разумеется, полностью высохшая от времени (ведь прошло почти 250 лет). На груди святого остались следы от архиерейской панагии, а на голове – волосы. Святые мощи при втором обретении, так же как и при первом, были явлены миру нетленными! За такой период времени у обыкновенных покойников тлен «съедает» не только плоть, но и сами кости – человеческие останки превращаются в прах.
28 февраля 1991 года в Спасо-Преображенском Соборе состоялось торжество по случаю второго обретения мощей Святителя Иоасафа Белгородского. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II, которое он совершал вместе с постоянными членами Священного Синода, многочисленными архиереями и духовенством.
После богослужения и Крестного хода рака с мощами святителя, сопровождаемая четырьмя священниками, была помещена в микроавтобус, который с пением акафиста отправился в Белгород.
Святителю, отче Иоасафе, моли Бога о нас!

У раки с мощами Святого Иосафа Белгородского