Преображение Господне 19.08.2022

Каждый человек инстинктивно стремится к счастью. Однако часто человек не знает, в чем оно состоит и ищет его там, где его нет и не может быть. Своим Преображением на Фаворской горе Господь Иисус Христос показал, что истинное счастье состоит в соединении с Богом. В этом соединении все существо человека изменяется — преображается: в его душе водворяется неизреченный мир, гармония и радость; ум просветляется и все способности человека получают свое высшее раскрытие; душа наполняется божественным светом и делается богоподобной. Здесь Царство Божие входит в человека.
Преображение Спасителя было откровением высшего благодатного состояния «Царства Божия, пришедшего в силе» (Мк.9:11). На Фаворе засиял не физический, а духовный свет божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов спала пелена, закрывавшая от них духовный мир, и они своими духовными очами увидели Христа в Его Божественной славе. Тогда их сердце наполнило такое блаженство, какое они никогда до этого не испытывали.
После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и до наших дней, многие христиане, в особенности святые, приобщались к фаворскому чуду и удостаивались видеть отблески Божественного света. То всегда были для них незабываемые и счастливейшие моменты их жизни. Но Божественный свет не есть удел только некоторых избранников. Он вселяется в каждого христианина в момент его крещения и с тех пор таинственно пребывает в нем. Он усиливается по мере христианского совершенствования и приближения к Богу, в особенности после Причащения. Чтобы человек не ленился и не гордился, ему не дается чувствовать всю радость общения с Богом. Ведь то – награда будущей вечной жизни. Однако и здесь, на земле, Божественный свет нисходит на усердного христианина, когда Господь по Своей милости дает нам почувствовать особую радость общения с Собой. Это общение воспринимается, как сияние таинственного света внутри человека. Оно приносит с собой особое блаженное состояние, которое нельзя забыть и нельзя объяснить тем, кто его никогда не испытывал. В сравнении с ним все земные радости кажутся ничтожными и жалкими. Мы верим, что после этого временного мира, начнется вечная жизнь, когда «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43).

Событие  Преображения
О преображении господа Иисуса Христа на горе Фавор, когда Его внешний вид изменился и стал светоподобным, рассказывают евангелисты Матфей (Мф.17:1-11), Марк (Мк.9:1-8) и Лука (Лк. 9:28-36). Преображение произошло через шесть дней после беседы Спасителя, в которой Он предсказал о предстоящих Ему крестных страданиях. Само же распятие Спасителя последовало через сорок дней после Преображения. Гора, на которой произошло Преображение, не называется евангелистами по имени, но древнее предание единогласно указывает на гору Фавор, находящуюся в Галилее, в шести километрах на юго-восток от Назарета. Спаситель взял с Собою на гору не всех Своих учеников, а только трех — Петра, Иакова и его брата Иоанна Богослова, оставив остальных учеников у подошвы горы. Поднятие на гору было утомительным, и поэтому апостолы, сопутствовавшие Христу, после этого прилегли отдохнуть и задремали. Спаситель же начал молиться. И вот, во время молитвы внешний вид Спасителя изменился: Его лицо засияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. От яркого света апостолы проснулись и увидели Своего Учителя в Его небесной славе Сына Божия. Его Божество здесь светило сквозь Его плоть и одежды. С изумлением глядя на Спасителя, апостолы увидели рядом с Ним две незнакомые фигуры, которые, как потом выяснилось, оказались древними пророками Моисеем и Илией, пришедшими ко Христу из невидимого мира. Почему пришли именно эти пророки, евангелисты не объясняют. Можно предполагать, что для апостолов, да и для всего еврейского народа, данное явление двух самых авторитетных ветхозаветных праведников было свидетельством божественного достоинства Христа. Во-первых, до этого времени в простом народе ходила молва, будто Иисус Христос есть или пророк Илия, или какой-то другой воскресший древний пророк. Данное явление Илии и Моисея показывало нелепость этого мнения. Действительно, явившиеся пророки говорили с Христом именно как с Мессией и Сыном Божиим. Кроме того, поскольку многие иудеи обвиняли Христа в нарушении закона и даже в богохульстве, будто бы Он не по праву присваивал Себе звание Сына Божия, (Ин. 9:16; 10:33) то данное явление двух самых ревностных защитников славы Иеговы должно было убедить всех, что Христос действительно есть обещанный Мессия и все утверждения Его – истинны. Очевидно, что Моисей, написавший книгу Закона, не потерпел бы нарушения этого закона и не стал бы благоговейно предстоять перед его нарушителем. Также и пророк Илия, некогда молнией спаливший врагов Иеговы, не стоял бы покорно перед Тем, Кто, называя Себя равным Богу Отцу, на самом деле не являлся таковым (Иисус: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). О пророке Илии см. 4 Цар. 1:10.
Нас же христиан данное явление древних пророков, ушедших в иной мир, убеждает в том, что жизнь человека не кончается с его смертью, и души умерших не спят, как некоторые сектанты неправильно учат, но бодрствуют и живут полной духовной жизнью. Иисус Христос же имеет власть над жизнью и смертью и есть Владыка неба и земли, как Он сказал: «Я имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:18).
Беседа пророков Моисея и Илии с Христом должна была ободрить апостолов и укрепить их веру в Христа ввиду предстоящих Спасителю крестных страданий. В самом деле, апостолы думали о страданиях своего Учителя, как о Его унижении и позоре; пророки же называли это «славой», которую Он намерен явить в Иерусалиме. И перед Своим распятием Спаситель смотрел на предстоящие унижения и позорную смерть, как на начало прославления Своего Отца и Его Самого, как Спасителя человечества, говоря: «Отче, пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоанн.17:1). Особое благодатное состояние, охватившее апостолов во время Преображения Спасителя, выразил св. Петр: «Господи, хорошо нам здесь быть!». Обрадованный дивным видением, Петр желал, чтобы оно продлилось долго, если возможно — навсегда. При этом Петр предложил Спасителю построить здесь же на вершине горы    три «кущи,» т.е. палатки. Ап. Петру не хотелось возвращаться в мир злобы и коварства, угрожавший его Учителю страданием и смертью. Евангелисты повествуют, что в это время всех, находящихся на горе, осенило светлое облако, которое указывало на присутствие Бога Отца. Облако мрачное – символ и знамение Бога правосудного (Исх. 24:18; 19:18), а облако светлое — символ и знамение присутствия Бога милующего. Подобное светлое облако, называемое в  Библии «шехина,» временами было видно над Святое Святых — то есть над главной частью иерусалимского храма (3 Цар. 8:10-11; Иезек. 1:4; 10:4) и из облака послышался таинственный голос, как и при Крещении Христовом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», с прибавлением слов: «Его слушайте».
Эти последние слова должны были напомнить апостолам древнее предсказание Моисея о грядущем Великом Пророке, Который возвестит евреям волю Божию. «Кто не послушает слов Божиих, которые тот Пророк будет говорить», — писал в заключение этой беседы Моисей, – «с того взыщет Бог» (Втор. 18:19). Таким образом, здесь, на Фаворе, полторы тысячи лет спустя свидетельством Бога Отца подтвердилось предсказание Моисея о Мессии, как о величайшем Пророке. Услышав голос, исходящий из облака, ученики в испуге пали на землю. Здесь, на горе, все оказалось для них необычным: уединенность и высота места, глубокая тишина природы, явление пророков древних времен, свет чрезвычайной яркости, таинственное облако и, наконец, – голос Самого Бога Отца. Когда начали спускаться с горы, Иисус запретил апостолам рассказывать кому-либо о случившемся на горе, пока Он не воскреснет из мертвых. Господь преобразился для полнейшего удостоверения своих доверенных учеников в том, что Он есть действительно Мессия. Но широкой еврейской толпе рассказывать о Преображении было преждевременно, чтобы не будить   в них чувственных представлений о Мессии, как о могущественном царе-завоевателе. Впоследствии один из свидетелей этого чудесного события апостол Петр вспоминал об этом, как   о непререкаемо достоверном, приводя его в доказательство божественной сущности Христа (2 Петр. 1:16-18).
Итак, на Фаворской горе, Господь Иисус Христос явил Царствие Божие в Его красоте и мощи, дал почувствовать апостолам радость общения с Богом. Множество святых, преподобных и праведников удостаивались видения сияния, подобного Фаворскому, вследствие усиленных молитв, аскетизма, богомыслия, и, особенно, Причащения Святых Христовых Таин. Своим Преображением Господь зовет и нас к новой жизни, к внутреннему и внешнему изменению к лучшему – т.е., к Преображению. Чтобы мы из гордых стали смиренными, из ленивых – усердными, из блудных – целомудренными, из жадных – добрыми, из черствых – сострадательными, и т.д., и т.п.
Свт. Иоанн Златоуст писал, что нельзя забывать благодарить Того, Кто преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во Славе с ангелами». Нам, верующим, праздник Преображения Господня следует почитать еще и как праздник Явления Пресвятой Троицы: Глас Бога Отца, свидетельствующего о Сыне Преобразившемся и Фаворский Свет Духа Святого.
Каждый год, на празднике Преображения, который в народе называют Вторым, или Яблочным, Спасом, принято освящать виноград, яблоки и другие фрукты.
Первый Спас,  или  Медовый,  празднуется  14 августа на Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Третий Спас (Хлебный, Ореховый, Холщовый) – 29 августа, в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Обычай приносить плоды в Храм для освящения в знак благодарности Богу восходит к ветхозаветным временам (Быт. 4:2-4, Исх. 13:12, Числ. 15-19, Втор.8:10). От апостолов эта традиция перешла в Новозаветную Церковь (1 Кор. 16:1), и привилась в Русской Православной Церкви.
Тропарь, глас 7-й:
Преобрази́лся еси́ на горе́ , Христе́ Бо́же, / показа́вый   ученико́м   Твои́м   сла́ву   Твою́ , я́коже можа́ху, / да возсия́ет и нам гре́шным свет Твой присносу́щный, / моли́твами Богоро́дицы, Светода́вче, сла́ва Тебе́ .
Русский перевод: Изменив Свой вид на горе, Христе Боже, Ты показал ученикам Твоим славу Твою, насколько они могли ее выдержать. Пусть воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак, глас 7-й:
На горе́ преобрази́лся еси́, / и я́коже вмеща́ху ученицы́  Твои́,  сла́ву  Твою́,  Христе́  Бо́же,  ви́деша: / да егда́ Тя у́зрят  распина́ема, / страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное, / ми́рови же пропове́дят, / я́ ко Ты еси́ вои́стинну О́тчее сия́ние.
Русский перевод: На горе Ты преобразился, Христе Боже, и ученики Твои видели славу  Твою, насколько они могли воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что страдание Твое добровольное и возвестили миру, что Ты воистину есть Отцовское сияние.

Величание:
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и почита́ем  Пречи́стыя Пло́ти Твоея́ пресла́вное преображе́ние.
Русский перевод: Прославляем Тебя, Христе Податель жизни, и почитаем пречистого Твоего тела преславное преображение.