Благовещение Пресвятой Богородицы 7.04.2025

D:\СТЕНД\Иконы для стендов\0_a6406_383dfcb2_XXXL.jpg

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление». Сегодня такой день, когда небо соединилось с землею, когда Сын Божий стал Сыном Девы. Произошло это и по воле Божией, и – по святости, по верности Богу Самой Девы Марии.

Через шесть месяцев после того, как престарелая Елизавета зачала Иоанна Крестителя, Архангел Гавриил был послан «в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария». И далее следует небольшой диалог, из которого открываются удивительные качества Божией избранницы.

Вообще о Деве Марии мы больше узнаем из церковного предания, из церковной истории. Нам известно, что с раннего детства Она воспитывалась в храме, жила во Святом Святых, где занималась молитвой, чтением Слова Божия и рукоделиями; что Ангелы посещали Ее, и что Она дала неслыханный тогда обет, – навсегда пребыть девой. Протестанты спрашивают: а где это в Священном писании? А вот как раз – в сегодняшнем коротеньком диалоге.

Архангел вошел к Ней. Но, в отличии от Захарии, который, едва «увидев его, смутился, и страх напал на него» (Лк.1:12), Мария не испугалась. И Архангел не называет Ей свое имя, как он назвал его Захарии. И это говорит о том, что Мария была как бы «своя» в мире Ангелов, и явившийся был уже знаком Ей.

Смутилась же Мария не от его вида, но от его удивительного приветствия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Но, смутившись, Мария не смешалась, не потерялась. Она спокойно «размышляла, что бы это было за приветствие»? А как размышляет благочестивый человек? Он погружается умом в Священное писание, ищет там примеров, аналогий, ищет прямого ответа на возникший вопрос. Мария, очевидно, привыкла так делать, и всегда получала ответы. Но тут, мысленно пробегая историю великих мужей и жен древности, Она нигде не нашла, чтобы кто-то кого-то приветствовал такими удивительными словами. И отсюда Ее смущение. И Она ничего не отвечает, потому что Ей нечего ответить; и ничего не спрашивает, потому что верит, что все, что Ей надо знать, непременно откроется.

И Архангел возвещает то необыкновенное, что Ей уготовано: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». От Нее родится Тот, Кого Сама же Она, вместе со Своим народом, с нетерпением ожидает.

Но Она задает странный вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? И Архангел признал законность этого вопроса. Он не стал объяснять, что, дескать, ты же для того и вступила в брак, чтобы познать мужа. Из этого ясно, что, во-первых, Мария знала, что значит «знать мужа», а во-вторых, что Она не собиралась этого делать даже ради рождения такого Сына! Архангел не укорил Ее, как укорил Захарию, но – объяснил, каким образом Мария соединит девство с рождеством: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим». То, что услышала Мария, было удивительным и непонятным. Но для Нее главное – что не придется нарушить данного Богу обета. И теперь Она с легким сердцем сказала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И вот – путь святости, путь простой веры и преданности Богу. Бог совершит все свои великие дела. Он знает, как это сделать. От нас же требуется верность Богу в том, что в наших силах. А Господь, в частности, говорит: «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно выполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех… Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему» (Втор.23:21–23). От нас требуется глубокое погружение в Слово Божие, во все то, что Бог Сам открыл о Себе; от нас требуется выполнения заповедей Его; и от нас требуется благоразумное и мудрое молчание, когда нам нечего сказать, и когда требуется показать свое сердечное доверие Божьему о нас промыслу.

Тропарь, глас 4:

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, / и е́же от ве́ка та́инства явле́ние: / Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, / и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет. / Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: / ра́дуйся, Благода́тная, // Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод: Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8:

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, / я́ко изба́вльшеся от злы́х, / благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице. / Но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, / от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: // ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Величание:

Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.