№10 КАК ПОМОЧЬ НАШИМ ДЕТЯМ?

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba10В наше время с особой болью приходится наблюдать нравственную и физическую деградацию детей. Мало того, многие младенцы уже рождаются тяжелобольными. Но еще страшнее появление на свет детей со склонностями ко злу. В раннем возрасте у них появляется распущенность, чрезмерное себялюбие, эгоизм. С нашего молчаливого согласия, безразличия или равнодушия стали нормой их жизни наркотики, табак, спиртное, ранние половые связи. И часто мы слишком поздно понимаем, что наших детей нужно учить элементарному добру и порядочности. Потом это приходится делать с огромным трудом и нервным напряжением. Мы начинаем думать – кто же виноват: воспитатели, учителя, их друзья, или еще кто-то…? Но, нельзя забывать, что мы и только мы будем отвечать перед Богом за своих детей и отчасти за внуков.
«Из тех, которых Ты мне дал, я не погубил никого» (Ин. 18, 9), – так молился Иисус Христос Отцу Небесному. Почему Сын Божий именно так сказал? Ведь Он никого погубить не мог, и не давал даже повода к соблазну. Но Господь считал, что не приложить должных усилий для спасения душ, Ему вверенных, все равно, что погубить их.
А теперь спросим себя: все ли мы сделали, все ли силы приложили для должного и правильного воспитания своих детей? Да и, собственно, каким должно оно быть, с какого момента должно начинаться?
В древности знали, что воспитывать детей нужно уже с момента их зачатия, когда рождается ДУША ребенка. При слиянии двух клеток (мужской и женской), несущих в себе генетическую основу тела и души, происходит рождение новой личности,  ранее  не существовавшей.
«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, чем ты пришел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5), – говорит Господь пророку Иеремии. Поэтому ребенок наследует наклонности своих родителей как хорошие, так и плохие.
Вспомним историю – когда был зачат Каин, его родители, Адам и Ева, были в состоянии гордости, злобы, раздражения и обиды  на Бога и друг на друга. Все это и унаследовал их первенец. Когда же наши прародители смирили свою гордость, покаялись и все простили друг другу, то у них родился добрый и кроткий Авель (Быт. 4, 1-16).
Так же и у царя Давида после содеянного греха прелюбодеяния, родился слабый и болезненный сын, который вскоре умер. Когда же царь покаялся и принес достойный плод покаяния (Пс.50, 1-21), то родился Соломон (2 Цар. 12, 14-25), ставший мудрейшим из царей (Пар. 1, 7-12), хотя и нарушивший потом Заповеди Божии, изменив Истинному Богу.
Большую роль для физического здоровья и нравственного воспитания ребенка играет забота о нем родителей, особенно матери, уже в период беременности. Так же важны и отношения между родителями. Ведь все мы знаем, если мать радуется, то и дитя веселится в утробе ее, а когда огорчается или плачет – ребенок также тревожится. То же самое происходит и в нравственном отношении: чем больше мама старается жить по воле Божьей, тем более это благотворно отражается и на нравственном состоянии ребенка, и наоборот.
Вспомним, какие родители были у Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя, Святителя Николая Мирликийского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Все они часто молились Богу, были людьми благочестивыми, творили много добра и милости, не осуждали других, не ссорились и любили друг друга. Поэтому и дети их были благословенны уже от чрева матери, и выросли   на  радость не только родителям, но и людям многих поколений. Так, например, повествует Евангелие о рождестве Иоанна Крестителя: «И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» (Лк. 1, 14).
Огромную роль будущего воспитания детей и их здоровья играет Исповедь и Причастие родителей, особенно матери. Во время Исповеди она разрешается от своих грехов, а в таинстве Причастия соединяется с Богом посредством Тела и Крови Господа Нашего Иисуса Христа (Ин. 6, 56), исполняясь вместе со своим ребенком великой Благодати.
Когда Пресвятая Дева Мария, носившая в утробе Иисуса, зачатого от Духа Святого, встретилась с праведной непраздной Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя, то он так обрадовался, что «взыгрался во чреве» матери (Лк. 1, 39-44)! Какое радостное действие оказал еще не родившийся Богомладенец на еще не родившегося святого младенца!
Так и младенцы чувствуют радость, и бывает им большая польза, когда их мамы причащаются Святых Христовых Тайн. И усердная молитва родителей, особенно матери за своих детей, имеет большую силу. Также полезно давать младенцам понемногу святой воды, отирая ею лицо. А беременным и кормящим мамам необходимо как можно чаще пить святую воду.
Обучать же детей вере лучше всего уже с той поры, как они только начинают разговаривать. Рассказывать о Боге нужно просто и доступно, и понемногу. Родители должны быть к детям внимательными, но прихоти детские выполнять далеко не все и не сразу.
Апостол Павел пишет: «Родители, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21). И если мы их будем уважать и относиться к ним с пониманием, то они будут открыты для нас и станут нам доверять.  Хвалить детей необходимо в меру и так, чтобы они не возомнили себя лучше других. Важно обучать их честности и объяснять, что «честь нужно беречь смолоду». При необходимости, детей нужно немного наказывать, но милосердно и указывать на причину. Обучая ребенка вере, необходимо объяснять, что суть ее состоит в достижении действенной и жертвенной любви к Богу и к людям, без которой даже самые великие дела и подвиги не имеют смысла (1 Кор. 13, 1-3). А цель жизни такова, что мы должны подготовить себя и своих детей к восприятию Царствия Божия и бессмертия, о которых пишет тайнозритель апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце никому из людей, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). И всегда необходимо помнить, что эта земная жизнь очень кратковременна и является лишь подготовкой к Вечности.
Крайне негативные последствия на ребенка производят аборты, сделанные матерью. К тому же, аборт часто становится причиной развода или ухудшения отношений между супругами. Последствия этого родительского греха нередко переходят на других детей, рожденных в этой семье. Как будто над ними тяготеет некое проклятие – у них плохое здоровье, посредственные способности и судьба незавидная. Поэтому каяться в этом грехе должны оба – и мать и отец. В противном случае этот грех может стать родовым и переходить из поколения в поколение. При повторе же подобных грехов такой род может вообще прекратить свое существование, т.е. выродиться.
Нелишне отметить, что супружеская верность и умеренность особенно во время беременности, очень важны для ребенка. Преподобный Серафим Саровский, наставляя одного человека, сказал, что болезнь его жены произошла или от его измены ей, или от супружеского невоздержания по средам, пятницам и воскресным дням. Ибо от первого невоздержания могут родиться мертвые дети, а от второго – жена при родах может умереть. Поэтому супружескую верность и умеренность нужно соблюдать хотя бы ради своих детей.
«И будут два в плоть едину» (Мф. 19, 5), – говорится в Евангелии, в Таинстве Венчания. Поэтому то, что делает один из супругов, может отражаться на всей семье. Чрезмерное употребление спиртного, слабоалкогольных напитков,  не говоря уже о наркотиках, может вызвать в потомках самые плачевные последствия,.
Крестить младенца надлежит, как положено, после 8-го дня от рождения, чтобы благодать Божия как можно раньше воздействовала на его естество. «Кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие» (Ин. 3,5). То есть без даров Святого Духа, которые преподаются через Таинства Крещения,  Миропомазания, Причастия и Покаяния невозможно жить достойно и войти в Царствие Божие.
Когда Спасителю принесли младенцев и грудных детей для возложения Его Пречистых рук, ученики Его возбраняли это делать. Тогда Господь, вознегодовавши, сказал «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» (Мк. 10, 14). Если мы не прилагаем должных усилий для того, чтобы наши дети пришли к Богу, то эти слова обращены прямо к нам. Когда дерево молодое, его рост легче направить в нужную сторону, но уже намного труднее, когда оно выросло искривленным.
Немаловажно помнить слова ап. Павла что: «жена спасается через чадородие, если пребудет  в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим. 2, 15). Не нужно бояться рождать детей даже в трудное время. Дети — это благословение Божие (Быт. 1, 28). Ведь чем больше детей, тем изобильнее Господь дает счастье и радость родителям, если они по слову Спасителя прикладывают все усилия и духовные, и физические. Сколько Господь пошлет детей, столько, безусловно, и поможет прокормить. У Бога и малые птицы не забыты, «и волосы у человека на голове сочтены» (Лк. 12, 6-7).
Когда мы оставим этот мир и перейдем в вечность, на земле останутся наши дети, которые будут о нас молиться. Только надо, чтобы мы всегда старались благоразумно воспитывать их в вере, молясь Богу, уча благочестию и Заповедям Божьим, уважительному отношению к родителям и старшим. Мы сами должны подавать детям пример своей благочестивой жизнью, иначе они нас не услышат. А когда придет время каждому давать отчет перед Богом, мы тогда смело сможем сказать, подобно Христу: «Господи, вот мы и дети, которых ты нам дал!» (Евр. 2, 13). В конце нужно отметить, что тем, у кого дети пошли не по правильному пути, не надо отчаиваться, а необходимо усердно молиться (Мф. 7, 11) уповая на милосердие и безграничную любовь Божию (1 Ин. 4, 8, 11). Для Бога ничего невозможного нет (Мк. 10, 27). А через детей Господь и нас призывает к покаянию и жизни духовной, так как «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины» (1 Тим. 2, 4).