№25 ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27 сентября по н. стилю)

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba25Крест – хранитель всей вселенной
Крест – красота Церкви
Крест – верных утверждение
Крест – Ангелов слава и демонов язва.
(Из службы на Воздвижение Креста)

27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего креста Господня.  Этот праздник установлен  в честь события, произошедшего в IV веке в царствование первого христианского императора Рима — св. Константина Великого. Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.
Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стояло капище Венеры.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138 гг.) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали ритуальные жертвоприношения идолам.
Св. царица Елена велела разрушить капище, после чего, совершив молитву, христиане начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб  Господень  и неподалеку от   него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, царь иудейский», сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на покойника, которого проносили мимо для погребения. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять и воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году.
Возвратившись из Палестины в Константинополь святая царица Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и освящённые Кровью Христовой гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме  величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая царица Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года.  На следующий день,  14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. И этот праздник стал одним из 12-ти главных праздников Вселенского Православия. По свидетельству апостола Павла: «Слово о кресте для погибающих юродство есть (т.е. глупость), а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1:18). Действительно, многим со стороны кажется, что крест есть именно поражение Иисуса Христа, основатель христианства умирает позорной смертью на кресте, и в этом никак нельзя видеть причину для радости. Однако именно благодаря этой смерти, этому – как внешне кажется – поражению, Бог спасает мир. Ибо Бог «смирил Себя, быв послушным даже до смерти. Смерти Крестной.» (Флп. 2:8). В кресте христиане видят силу и любовь Божию. И именно с тех самых пор, когда Христос добровольно взошел на Голгофу, Крест для христиан становится символом победы, а не поражения. Множество мучеников умирали за Имя Христово с радостными лицами, а их мучители не могли понять причину такой радости среди тех, кого лишают самого, казалось бы, дорогого – земной жизни. Именно этот парадокс – Крест, как сила и слава Божия – лежит в основе всего христианства: человек сам лишает себя мирских, естественных удовольствий и счастлив этому. Он претерпевает скорби – и радуется. Его ведут на смерть, а он торжествует, что сейчас вкусит подлинной Жизни в Царствии Божием. Именно поэтому отношение к Кресту Господню среди христиан всегда было особенно почтительным и благоговейным, ведь благодаря Кресту – орудию казни Христовой – все люди обрели надежду на спасение и жизнь вечную.
Крест – это наше оружие для  победы  над всем греховным, над всем тем, что мешает человеку быть образом Божиим. Христианин призван «нести свой крест» (Лк. 14:27), то есть распять все зло, что есть в его сердце, чтобы вслед за Христом воскреснуть в обновленную жизнь, в которой царствует любовь. Крест — сила христианства, он есть самоотдача Богу и ближним, самопожертвование вплоть до смерти – и это есть высшее проявление любви.
Почитание и поклонение Кресту Господ- ню в Русской Церкви особо совершается:
– на 3-й неделе Великого Поста, в воскресение, называемое Крестопоклонным;
– 14 августа, на праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, который в народе называют Медовым Спасом.
Апогеем этих торжеств является всенародное троекратное земное поклонение Кресту Господню в центре Храма с пением стихиры: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Каждый христианин носит свой Крест, полученный при Крещении. Он защищает нас от всяческих бед и злых обстояний.
Пусть же в наших сердцах всегда звучит призыв, воспеваемый Святой Церковью в начале Великого Поста, когда на Великом Повечерии, после чтения Великого Покаянного Канона, мы взываем с земным поклоном: «Непобедимая и Непостижимая Сила Честного и Животворящего Креста – не остави нас грешных!»
Тропарь, глас 1-й:
Спаси́ , Го́споди, лю́ди Твоя́ , / и благослови́ достоя́ние Твое́ , / побе́ды правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя да́руя, // и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Русский перевод: Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое, победы над врагами даруя и силою Креста Твоего сохраняя народ Твой.

Кондак, глас 4-й:
Вознесы́йся  на   Крест   во́лею,   / тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству / щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же; / возвесели́ нас си́лою Твое́ю, / побе́ды дая́ нам на супоста́ты, / посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра, // непобеди́мую побе́ду.

Русский перевод: Вознесенный на Крест добровольно, Христе Боже, Твоему новому народу, носящему имя Твое, милости Твои даруй; пошли радость нам силою Твоею, победы подавая нам над врагами, и да имеем мы в помощь от Тебя Крест, как ограждение мира и знамя непобедимости.

Величание:
Велича́ем Тя, / Живода́вче Христе́ , / и чтим Крест Твой святы́й, / и́мже нас спасл еси́ // от рабо́ты вра́жия.
Русский перевод: Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и чтим Крест Твой святой, которым Ты спас нас от рабства врагу.