Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

C:\Users\Владимир\Desktop\198a3bef31bdf53c10c7168f1bb6e2bb.jpgРодители Девы Марии, Иоаким и Анна, исполняя свой обет посвятить дитя Богу, если Господь разрешит их от бесчадия, в трехлетнем возрасте привели Ее в Иерусалимский храм, чтобы оставить там на воспитание. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Когда младенца Марию поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она преодолела высокие ступени и взошла на верхнюю. Здесь Ее встретил первосвященник и, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву во Святое святых храма.

Мы «не можем не прославлять и неустанно не ублажать Матерь Начальника спасения и Подателя жизни, празднуя зачатие и рождение Ее и ныне Введение Ее в храм – во Святое святых, – говорит святитель Григорий Палама (XIV в.). – Отвлечем свой разум и свое внимание от житейских попечений и возвысим его в небесные глубины – в то Святое Святых, где обитает ныне Богородица. Ибо таким образом и наши песнопения и молитвы с богоугодным дерзновением и пользой будут доходить до Нее, и мы, благодаря Ее предстательству, вместе с настоящими благами соделаемся наследниками будущих нескончаемых благ, благодатью и человеколюбием нас ради родившегося от Нее Господа нашего Иисуса Христа».

Праздник напоминает нам, что все христиане должны подниматься по духовной лестнице с первой ступени, на которую были поставлены в таинстве Крещения, к совершенству, именуемому Святая Святых, ибо все мы призваны Богом к святости. В тропаре праздника Мария именуется Девой, многоценным чертогом и храмом Спасителя. Стремиться к девственной чистоте души и тела призван и каждый христианин, чтобы и в него таинственно вселился Христос. Но если Деву Марию – «честнейшую херувим» – Господь готовил с трехлетнего возраста воспитанием и жизнью при храме, то тем более все прочие люди имеют великую потребность в храме для своего освящения, совершенства, приближения к Богу и конечного спасения.

Храм – это место, где Господь присутствует особенным образом. Кроме того, храм символизирует вселенную, человека и Церковь. Поэтому Введение во храм Девы Марии символизирует вхождение во вселенную Богородицы – Новой Евы, за Которой грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, Которым и в Котором будет обновлено и преображено падшее, «ветхое» человечество.

О «храме тела Своего» говорит Сам Господь: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19, 21). Всякий человек призван стать храмом, в котором обитает Господь. Авва Исаия говорит: «Святая Дева, осененная Духом, зачала и носила во чреве вочеловечившегося Сына Божия – подобно этому те христиане, на которых низойдет благодать Святого Духа, таинственно зачинают и носят в сердцах Сына Божия действием Святого Духа». И тогда человек становится поистине храмом и обиталищем Живого Бога.

Храм символизирует собой Церковь Христову, которая состоит из многих верующих душ, как храм складывается из многих камней. При этом каждый из них пребывает на своей высоте, как и каждый христианин находится на своем духовном уровне. В храмовом богослужении всесильная власть времени отступает и приоткрывается завеса блаженной вечности, к которой все мы призваны. Здесь протекает путь жизни человека в церковных таинствах: от рождения для вечной жизни в святом Крещении, усыновления Небесному Отцу в таинстве Причастия Тела и Крови Его Сына до отпевания усопшего – проводов в последний «путь всея земли».

Храм – это частица неба на земле, частица того Небесного Отечества, к которому идут христиане. И пока мы еще странствуем в этом мире, мы имеем великую нужду в храме Божием и должны, по примеру Пресвятой Богородицы и всех святых, прилепиться к храму и полюбить его на всё время нашей земной жизни.

Праздник Введения находится в самом начале Рождественского поста (28 ноября – 6 января по н.ст.), и духовный смысл этого праздника для нас заключается в том, чтобы, подражая Богородице, так очистить и освятить свои ум, душу, сердце, тело и помышления, так обновить волю, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла родиться и в нас. «Перед нами сейчас лежит путь, – говорит митрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте, – пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы в нас родился Господь и чтобы с Ним родилась в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь».

Тропарь, глас 4:

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, / и челове́ков спасе́ния пропове́дание, / в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, / и Христа́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м: / ра́дуйся смотре́ния // Зижди́телева исполне́ние.

Перевод: В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

Кондак, глас 4:

Пречи́стый храм Спа́сов, / многоце́нный черто́г и Де́ва, / свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия, / днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи, / Я́же в Ду́се Боже́ственном, / Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии: // Сия́ есть селе́ние Небе́сное.

Перевод: Чистейший храм Спасителя, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, в сей день вводится в дом Господень, вводя благодать с Собою, ту, что в Духе Божественном. Ее воспевают Ангелы Божии; Она – скиния Небесная.

Величание:

Велича́ем Тя, / Пресвята́я Де́во, / Богоизбра́нная Отрокови́це, /

и чтим е́же в хра́м Госпо́день // вхожде́ние Твое́.