№4 ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba4«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». (Еф.5.28-33)
Венчание – это особое благословение Церкви вступающим в семейную жизнь. Очень важно приступить к нему подготовленным, чистым, без обмана, чтобы оно совершилось не в осуждение, а во спасение души. Тогда семейная жизнь будет иметь прочное, незыблемое основание. И все молитвы, произнесенные в этот день в храме, принесут свои благие плоды.
Возложением венцов Церковь воздает жениху и невесте особую честь за целомудрие и сохраненное до брака девство. Тот же смысл имеет и подвенечное платье невесты, как еще непознанной, и белоснежная ткань, которая кладется под  ноги новобрачных. От согрешивших до брака Церковь, безусловно требует покаяния и исповеди перед священником.
Венчание без веры приносит больше вреда, чем пользы. Если в церковном таинстве участвуют фактически неверующие люди – это не что иное, как профанация Таинства. Если жизнь молодоженов будет далека от христианской, если они будут строить семью на эгоизме, а не на заповедях Божиих, то никакое венчание этот брак не сохранит.
Вступающим в брак очень важно задать себе вопрос: «Для чего мне это надо?» Если для того, чтобы получить себе мужа или жену, то это чисто эгоистический подход к семейной жизни, не имеющий ничего общего с христианским браком. Для верующего человека семья – это возможность раскрыть все свойства своей личности, весь замысел Божий о себе, научиться любви, как самопожертвованию. То есть, духовный смысл брака состоит не в том, чтобы получить себе законного мужа или жену, а в том, чтобы самому стать достойным мужем или женой. На это, как правило, своих сил у нас не хватает, и мы обращаемся за помощью к Богу.
Можно выделить три основных смысла в молитвах на таинстве Венчания. Во-первых, мы просим у Бога научить супругов взаимопониманию. Во-вторых, просим благословить на рождение и воспитание детей. И, в-третьих, дать силы и мудрость сохранить верность друг другу до конца своих дней. Если жених и невеста разделяют эти взгляды на брак, то с Божией помощью их семья будет крепкой и счастливой.
Перед венчанием и жениху и невесте необходимо исповедаться и причаститься, соблюдая перед этим воздержание в течении, как минимум, трех дней. Это необходимо для того, чтобы приступить к Таинству Венчания с чистой совестью перед Богом.
В былые годы родители молодых перед их венчанием благословляли своих детей святыми иконами. Будущего мужа – иконой Христа Спасителя, жену – иконой Богородицы. Родители крестят иконами своих детей и дают им святые образа, преподавая, таким образом, свое родительское благословение на брак.
ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ВЕНЧАНИЯ
Обручение
Перед началом обручения, в притворе Храма, жених становится по правую руку, а невеста – по левую. Священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего венчания. Горящие свечи у новобрачных символизируют духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящей на молодых. Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих. Свечи эти после венчания можно хранить вместе с иконами как семейную святыню.
В своих последующих молитвах Церковь испрашивает у Бога на обручение жениха и невесты, чтобы «союз любви положить им неразрушимый»
Затем священник трижды крестообразно благословляет сначала жениха, а затем невесту кольцами, которые были освящены на святом престоле Храма во время Литургии.
В знак твердости из взаимных обещаний священник надевает на пальцы обручающихся освященные кольца. В наше время мы используем печать для подтверждения подписи руководителя какой-либо организации. Если директор доверит кому-то свою личную печать, это будет означать, что он доверит этому человеку самого себя. Именно такой духовный смысл имеет обмен кольцами брачующихся на обручении, потому в древности такую печать или смысл имело кольцо господина. Кольца надеваются на персты правых рук в знак благословения на всякое доброе дело. Священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал обручающимся Ангела хранителя и руководителя в новой жизни.
Брачные обеты
После обручения при пении псалма царя Давида «Блаженны все боящиеся Господа…» жених и невеста с зажженными свечами священником ведутся на середину храма и становятся перед аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Под ногами новобрачных белое полотенце или белая ткань – символ чистоты намерений, единства и радости нераздельного жительства в супружестве.
Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не продолжает ли кто из них держать кого-либо в заблуждении своим обещанием вступить в брачный союз? Брачные обеты жениха и невесты подтверждают перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость их намерений.
Венчание
После этого начинается собственно чин венчания. Произносится три молитвы, в которых испрашивается  благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях, чьи молитвы «утверждают основания домов» (Сир. 3,9).
И вот наступает главный момент таинства, когда священник благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы. Взяв венец, священник благословляет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (называет имя) рабе Божией (называет имя)» во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Таким же образом священник венчает и голову невесты. При 3-кратном возгласе «Господи Боже наш, славою и честию венчай их», священник от лица Бога благословляет их, как печатью утверждая Таинство брака.
Священник возлагает венцы на главу жениха и невесты. Но иногда венцы принимают и держат над головами брачующихся их свидетели. За невестой стоит ее подруга, а за женихом – друг. В идеале они должны быть молитвенными хранителями этого брака, а потому должны быть православными и боголюбивыми.
Чтение Священного Писания и общая чаша
Далее читается отрывок из послания апостола Павла, в котором указываются главные обязанности супругов по отношению друг к другу: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужья во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф.5,24-25)
Далее читается Евангелие, рассказывающее о том, как Господь Своим присутствием благословил брак в Кане Галилейской и совершил Свое первое Чудо превращения воды в вино.
После чтения Евангелия Церковь вновь возносит свои молитвы о новобрачных, прося Бога сохранить сочетавшихся барком в мире и единомыслии, сподобить их непорочной жизни в неукоснительном соблюдении заповедей Божиих. После молитвы «Отче наш», в которой новобрачные свидетельствуют о своей решимости служить Господу и выполнять волю Его в семейной жизни, они испивают общую чашу.
Общая чаша – это чаша с красным вином, которую благословляет священник и подает новобрачным. Новобрачные должны в три приема по очереди испить ее до дна, в знак того, что с этих пор они должны разделить жизнь друг друга до самого конца, деля вместе радости и горе, образуя малую церковь – семью.
Троекратное обхождение аналоя во славу Святой Троицы
Затем священник соединяет правые руки супругов в знак их единения во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены через руку священника от Самой Церкви. Далее он, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы обводит их вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Круг символизирует вечность и нерасторжимость заключенного союза: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6)
При этом торжественном шествии поются церковные тропари: «Исаия, ликуй! Дева зачала во чреве и родила Сына Эммануила, Бога и человека, Восток – имя Ему, Его величая, мы Деву восхваляем», прославляя самое радостное событие во Вселенной – Рождество Христово.
Тропарь «Святые мученики, сильно страдавшие и увенчанные, ходатайствуйте пред Господом, о помиловании душ наших». Эта молитва к тем, кто принял добровольное страдание за Христа и сподобился через это Царства Небесного. «Святые мученики…» — это и напоминание о том, что семейная жизнь – жизнь исповедническая, требующая терпения, смирения, умения переносить скорби и искушения. За свою любовь супругам придется бороться. И эта борьба заключается, прежде всего, в преодолении эгоизма в самом себе, в том, чтобы научиться жертвовать самим собой в пользу любимого, перестать существовать только для самого себя. Поэтому настоящая семья – это, прежде всего, труд и аскеза, а не удовольствия, которые рано или поздно прискучат. На это и нужно настраиваться молодым людям перед свадьбой.
В завершении поется тропарь «Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвала, мучеников радость, тех, чья проповедь – Троица Единосущная». В этом песнопении воссылается благодарение за совершение брака.
Окончание чина венчания
Священник снимает венцы сначала с мужа, потом с жены, обращаясь к каждому со словами приветствия. Священник обращает внимание жениха на его возвеличение и благословение «умножиться и ходить в мире, исполняя в правде заповеди Божии». Величие жены в этом приветствии связывается с «веселием о своем муже и хранением пределов закона».
В заключении, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы, и обращается к ним с пастырским напутствием, суть которого в том, что для того, чтобы сохранить любовь, обоим супругам необходимо вести духовную жизнь. Любовь требует для себя духовной жизни и возрастает по мере преуспевания супругов в духовности. Одним из главных средств, которые Церковь предлагает к сохранению и умножению любви, являются Таинство Исповеди и Причастия. Только соединяясь с Богом – Источником Любви, — люди получают благодатную силу на приобретение жертвенности и избавление от эгоизма.
В завершении молодым поется многолетие.