№27 СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ВСЕХ БЕСПЛОТНЫХ СИЛ НЕБЕСНЫХ (21 НОЯБРЯ ПО НОВОМУ СТИЛЮ)

risunok1Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора в 325 году н.э. Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание как служителей и исполнителей Воли Божией, а также охранителей человеческого рода. В память всех Ангелов и Архангелов установлено было праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября – по новому).
Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь – это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре – 9-м месяце – установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах – праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда, и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

АНГЕЛЬСКИЙ МИР
Современная наука ведет поиски разумных существ в далёких галактиках. Между тем как иной, невидимый для нас мир, намного ближе к человеку. Явления духовных существ в нашем материальном мире известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовного мира на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде.
Параллельно миру физическому существует духовный мир, в котором во множестве присутствуют духовные существа, обладающие независимой волей, разумом и возможностями, несравнимыми с возможностями человека.
Ангелы для многих людей уже давно перешли в мир мифов и фантазий. Сегодня изображения их с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками украшают витрины магазинов в рождественские праздники. В сознании людей сформировался не соответствующий действительности образ Ангела — «купидона». Однако Ангелы — реальные небесные существа, играющие важную роль, как в нашей жизни, так и в мировой истории.
Ещё до сотворения видимого мира и человека Бог сотворил невидимый мир и Ангелов. С точки зрения человеческого восприятия, Ангелы являются невидимыми, бестелесными существами, но на самом деле они имеют «огнеподобное» тело — более тонкое, чем известная нам материя. Они бессмертны, неизменны, имеют тот вид, в котором были изначально сотворены Богом (периода младенчества у них не было). Природа Ангелов духовна, они не имеют пола и не нуждаются в материальной пище и отдыхе. Они передвигаются с огромной скоростью, и, хотя не вездесущи, а ограничены пространством (находясь на небе, не могут одновременно находиться и на земле), их ограниченность не имеет никакого отношения к земным человеческим ограничениям: стены, двери, замки не могут им препятствовать. Способности и сила Ангелов очень велики и значительно превышают человеческие: они намного больше людей знают о Боге, Его воле, Его созданиях, духовном мире, самих людях и других земных тварях.

РАЗДЕЛЕНИЕ.
Весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, так же, как и люди, имеют ум и ум их много более совершенен, чем человеческий. Ангелы — вечны.
При Творении, Ангелы, подобно людям, получили от Бога свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех.
Это и произошло с одним из самых могущественных, красивых, талантливых и приближенных к Богу верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордился (Иез.28:17) и пожелал быть равным Богу (Ис.14:13-14). Он восстал против Бога и в безумии своем задумал низвергнуть вечный Престол и самому воцариться на место Бога.
Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей, превратившись в демонов.
Тогда предводитель Сил Небесных Архистратиг Божий Михаил собрал вокруг себя легионы Ангелов, оставшихся верными Богу и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями в преисподюю. А  Архангел Михаил утвердился как вождь  — Архистратиг всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор в руках Архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.

АНГЕЛЬСКАЯ ИЕРАРХИЯ.
Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.
Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.
Серафимы («Пламенеющие», «Огненные») (Ис. 6:2-3) — шестокрылые ангелы, которые находятся ближе всех Пресвятой Троице. Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
Херувимы («заступники», «умы, «распространители познания» (Быт 3:24; Иез 10; Пс 17:11) — четырёхкрылые и четырёхликие ангелы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
Престолы (Кол.1:16, Иез 1:15-21; 10:1-17) — Богоносные по благодати ангелы. Они служат правосудию Божию. На них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет.3:22; Рим 8:38; Еф. 1:21) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Рим 8:38; Еф. 1:21; Кол.1:16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол.4:16) — учители небесные, учат людей, как поступать в жизни, благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Божий Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

АРХАНГЕЛЫ
Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». В Православной церкви почитаются восемь Архангелов.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения.
Михаил (его имя означает «Кто яко Бог») – изображается, попирающим ногами диавола, в левой руке держит или щит, или сферу, или весы; в правой – копье с белой хоругвью или меч.
Гавриил («Сила Божия») – провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16; Лк. 1:26); изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил («Помощь, исцеление Божие») – могущественный целитель как людей, так и животных (Тов. 3:16; Тов. 12:15); держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил («Огонь и свет Божий») – властвует над небесными светилами, просветитель (3 Езд. 5: 20); в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил («Молитва к Богу») – молитвенник Божий, всегда молящийся Богу о людях и людей побуждающий к молитве, молитвенник о спасении и здравии людей (3 Езд. 5, 16); изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил («Хвала Богу») – покровитель всех, кто усердно трудится, является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций (его имя известно только по преданиям, в Библии и в Евангелии оно не встречается); изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам.
Варахиил («Благословение Божие») – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божией (имя его известно из упоминания в апокрифической книге Еноха (3 Енох 14:17); на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил («возвышение к Богу, высота Божия») – посылается к человеку для содействия его возвращения к Богу, а не в преисподнюю (3 Езд. 4, 36); изображается держащим в руке весы.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ — главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.
Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9). Поэтому, до сих пор, уже более 3500 лет мощи этого великого пророка не найдены.
В Новозаветное время Святой Архангел Михаил  много раз являл свою силу. Когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик), его Чудо в Хонех, и др. (см. миссионерский листок № 23).
С древних времен архистратиг Михаил известен своими чудесами. Это особо почитаемый на Руси святой. Архистратиг Михаил почитался, как духовный заступник России, покровитель ряда полков и кораблей.
В почитании Архистратига Михаила строились по России многочисленные храмы, в том числе Архангельский собор Московского Кремля, его скульптура венчает Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Православные христиане веруют, что Архангел Михаил, преславный победитель диавола («денницы»), не оставит и всякую христианскую душу, проходящую, по исходе своем из тела, воздушные мытарства.

АНГЕЛЫ — ХРАНИТЕЛИ
Сатана со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь оттеснить от Бога и духовно погубить всякого из великого Божия наследия — рода человеческого. И для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен добрый Ангел — Хранитель.
У каждого христианина есть Ангел-Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, и который невидимо находится при человеке на протяжении всей его жизни. Задача Ангела-Хранителя — способствовать спасению подопечного. Они охраняют наши души и тела, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти отводят души окончивших земную жизнь в вечность. Ангелы-Хранители являются нашими ближайшими духовными наставниками и покровителями.
Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном».
Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые праведники. В жизнеописаниях святых рассказывается, что многие из них видели Ангелов, плачущих у входа в те дома, где охраняемые ими люди предавались бешенству страстей. Когда мы грешим, нам надо чаще вспоминать, как в это время скорбные Ангелы со слезами молятся Богу о помиловании тех людей, за которых Христос лил свою кровь и которые своими делами вновь распинают Христа; нам надо чаще задумываться о том, какими опасностями мы со всех сторон окружены, тогда мы поймем, как нужны нам тогда такие чудные Хранители.
Согласно учению Православной Церкви, личного имени конкретного ангела-хранителя человек знать не может, так как ангел дан человеку Богом и невидим для человека. Поэтому для каждого ангела-хранителя не назначается отдельного дня богослужебного его воспоминания, а установлены особые дни чествования всех небесных сил, когда вспоминаются все ангельские силы. Таким общим днем памяти всех ангелов является 8 (по юлианскому стилю) /21 (по григорианскому) ноября — Собор Архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных. Следует обратить внимание, что именины, или день ангела, несмотря на свое название, не являются днем празднования ангела-хранителя, а является днем памяти святого, чье имя носит (крещеный) человек. Церковь призывает обращаться к покровительству и защите ангелов частно, в домашних молитваx.
Кроме личных Ангелов-хранителей, приставленных к каждому человеку, есть Ангелы-покровители городов и целых государств. Но они никогда не враждуют, даже если эти государства воюют между собой, но молятся Богу о вразумлении людей и даровании мира на земле.
Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви их явления  занимают очень важное место.

БОРЬБА ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУШИ
На каждого человека охотятся и демоны, желающие погубить его душу с помощью внушаемых страхов, искушений и соблазнов. Духам злобы нечего делать там, где люди исполняют и без того то, что этим духам так желательно: когда люди изменяют Богу. Такие люди сами добровольно производят их сатанинскую работу.
Их цель иная. Их цель — оттеснить от Бога людей, которые к Нему тяготеют душой, людей, которые познали сладость духовной жизни, людей, которые могут жизнью своею прославлять Бога и увлекать к Богу иные заблудшие души. Сокрушить праведника, тонким искушением довести его до соблазна, растлить душу, довести ее до отчаяния — вот какою целью задается враг. Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые бесовские нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз.
Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. У бесов (как и Ангелов) различные способности: одни «специализируются» на жадности, другие нагоняют блудные страсти, третьи — гнев, четвертые — тщеславие, и т. д.
В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведётся «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести волю Свою. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысл Божий, и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.
Кроме того, за каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог имеет о нём особое попечение.
Однажды к Оптинскому старцу Амвросию пришел священник, который сомневался в личном существовании духов, но не решился высказать старцу своего сомнения. По прозорливости своей отец Амвросий без слов увидал эти его сомнения и решил на деле убедить священника в том, чего он не мог принять без доказательств. Отец Амвросий на несколько минут закрыл свои глаза, и тогда священник увидал, что весь воздух кельи до тесноты наполнен страшными призраками. Он весь задрожал и похолодел.
Сомнению не было места. Отец Амвросий ему тогда сказал:
— Видел?
— Видел, батюшка, — отвечал священник. И этим все было сказано.
А святой праведный Иоанн Кронштадтский свидетельствовал о том, что если бы люди имели дар видеть Невидимый Мир, который их окружает, то они бы сошли с ума от ужаса.
Да сохранит нас всех Господь от этих «видений» предстательством святого Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных! Аминь!
Легионы бесовских сил несравнимо сильнее сил человеческих, потому что они весьма организованы, иерархичны и управляются более умными и целеустремленными существами.
Они давно бы уничтожили весь род человеческий и растерзали бы каждого их нас поодиночке, и замучили бы в вечных муках, если бы им это было позволено Творцом. И если бы от нас отвернулись (за наше нечестье) все Ангелы и Архангелы. Но Господь и Его Небесные Силы любят людей и будут сохранять их до тех пор, пока род человеческий не опоганится в конец и не отвернется окончательно от Бога.
Именно поэтому так важно каждому христианину следить за своей духовной чистотой, очищаться в Таинствах Покаяния и Причастия в Храмах Божиих от всяческой скверны, и молить Пресвятую Троицу, Богородицу, Ангелов Божиих и святых — наших Небесных Покровителей о помощи и заступничестве. Дабы и мы, Их предстательством, исполнением Заповедей Божиих и добродетельной жизнью удостоились, как и Они, Царствия Божия. Аминь.
Тропарь, глас 4-й
Небе́сных во́инств Архистрати́зи, / мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии, / да ва́шими моли́твами оградите́ нас / кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы, / сохраня́юще нас припа́дающих приле́жно, и вопию́щих: / от бед изба́вите нас, // я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Русский перевод: Небесных воинств Военноначальники, непрестанно молим Вас мы, недостойные, чтобы Вы оградили нас Вашими молитвами и покрыли крыльями  невидимой  Вашей славы, сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как предводители Небесных Сил!»

Кондак, глас 2-й
Архистрати́зи Бо́жии, /  служи́телие Боже́ственныя сла́вы, /  А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы, /  поле́зное нам проси́те,  и ве́лию ми́лость, //  я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Русский перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как Ангельских Сил Военноначальники.
Величание Небесным Чинам Бесплотным
Велича́ем вас, / Архистрати́же Бо́жий Михаи́ле / Арха́нгели и А́нгели, и вся Во́инства, / Херуви́ми и Серафи́ми, // сла́вящия Го́спода.