№28 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (4 декабря по новому стилю)

risunok1В Православии этот праздник принадлежит к числу двунадесятых, т.е. – к 12-ти главных церковных торжеств, не считая Пасхи Христовой.
О событиях, послуживших основой для праздника, сообщают апокрифы: «Протоевангелие Иакова» (вторая половина II века)  и  «Евангелие псевдо-Матфея».
Согласно данным источникам, когда уже престарелой Анне, перед зачатием ее будущей дочери —  Богородицы, явился Ангел с вестью о предстоящем рождении ею ребенка от мужа Иоакима, то она дала обет: «Если я рожу дитя …. То отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю Жизнь».
Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста они внушали Ей, что Она смогла родиться только благодаря Милости Божией и их усердным молитвам. Поэтому еще до рождения Дева и была Ему посвящена. Поэтому Ее место – в Храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.
Это намерение Иоакима и Анны – посвятить свою дочь Богу – стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собрались их родственники и знакомые, в том числе и юные сверстницы святой Марии.
При шествии в Храм девочки, сопровождавшие Пресвятую Деву Марию несли зажженные свечи и пели псалмы. Когда это шествие приблизилось к Храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.
К крыльцу Храма, по словам блаженного Иеронима (IV в.), вело 15 ступеней – по числу степенных псалмов. Поставленная матерью на первую ступень Пресвятая Дева Мария самостоятельно взошла по остальным ступеням до самого храмового помоста. При входе в Храм священник Захария  (по  Преданию – отец будущего Пророка и Крестителя Господня Иоанна) по наитию Святого Духа ввел Ее вовнутрь святилища, во Святая Святых, куда никому не дозволено было входить, кроме первосвященника, и то – лишь однажды в год. За нарушения этого запрета было одно – смертная казнь.
Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника: “Зря́ще, удиви́шася, ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.”
Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при Храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для девиц.
Святые и праведные Иоаким и Анна, оставив Пресвятую Деву Марию при Храме, возвратились к себе домой, сознавая, что их Дочь, как ниспосланный Божественный дар, является их жертвой Тому, от Кого они и получили Ее.
Оставшись жить при Храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.
По словам святого Иоанна Дамаскина (VII в), будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в Храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.
Ее день при Храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.
Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: “Се Де́ва во чре́ве прии́мет и роди́т Сы́на, и нареку́т и́мя Ему́: Емману́ил.” Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя всех людей.
Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижницы, пожелавшие стать монахинями.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет, первосвященник и священники стали советовать Ей оставить Храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это Пречистая поведала им о Своем обете остаться навсегда Девою, чем немало удивила их. По учению и законам раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны были  вступать в брак.
И вот у священника Захарии возникла дилемма: с одной стороны, закон не разрешал девице, достигшей зрелого возраста, оставаться при Храме, а с другой — он не хотел принуждать святую Деву нарушить данный Ею обет.
Размышляя об этом, он придумал следующий компромисс: он предложил Ее родственнику, престарелому Иосифу, стать Ее опекуном. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с Нею, но на деле – стать хранителем Ее обета. Будучи человеком добрым и сострадательным, он согласился это сделать с условием, что она переселится жить к нему в Назарет.
После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет. Пресвятая Дева Мария была опечалена тем, что Ей пришлось расстаться с Храмом. Однако, видя во всем волю Божию, Она покорилась Божественному Промыслу.
По возрасту Иосиф мог бы быть дедушкой юной девицы. Будучи вдовцом, от своей покойной жены Саломии он имел четырех сыновей: Иакова, Иосию, Симона и Иуду, а также двух дочерей: Марию и Саломию. В Евангелиях они упоминаются как братья и сестры Иисуса Христа, но как сводные, а не родные. Хотя праведный Иосиф происходил из царственного рода, будучи потомком царя Давида, он жил очень скромно, зарабатывая себе на хлеб плотничеством. Был он человеком богобоязненным, кротким и трудолюбивым.
В дальнейшей Своей жизни Пресвятая Дева Мария, по свидетельству святого Амвросия Медиоланского, “была Девою не только плотью, но и духом: в сердце – смиренна, в словах – богомудренна, никого не обижала, всем желала добра, не гнушалась убогого, в речах – не скора, в беседах – целомудренна, ни над кем не смеялась. Вид Ее был образом внутреннего совершенства. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в молитвенное собрание, и то – в сопутствии родных. И хотя Она и являлась вне дома в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама: другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои блюла Она Сама.”
Святитель Григорий Богослов приводит богословское обоснование и причину Ее введения во Храм: «… почему Избранная с начала века (т.е. после грехопадения) среди избранных оказалась Она самой  Святою из всех святых (когда либо живших на земле до и после Ее рождения). Имевшая Свое тело чище самых очищенных духов (ангелов), так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца (Сына Божьего) – Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое Святых, чтобы в надлежащее время послужить к обогащению и к премирному украшению».
Таким образом, Введение во Храм Пресвятой Девы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на земле во Плоти Человеческой, став Его Матерью.
А протопресвитер Александр Шмеман объясняет смысл этого праздника так: «…отныне храмом становится человек, отныне не камень и не алтарь, а человек – его душа,  его тело и вся его жизнь – вот священный и божественный центр мира, вот его «святая святых». Один храм – живой и человеческий – входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и значение.
С тех пор, как вошла Дева Мария в «Святая Святых», сама жизнь стала храмом. И когда мы празднуем праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, мы празднуем этот божественный смысл существования человека, высоту и свет его призвания».
Вышеприведенные выдержки о смысле праздника ко многому нас обязывают. Для каждого из нас праздник Введения во Храм должен стать личным праздником. Ибо и нас во младенчестве ввели в Св. Церковь через Таинств а Св. Крещения, Св. Миропомазания и Св. Причастия.
Но, в отличии от Девы Марии, Которая любила Свой Храм, мы свой храм или еще не нашли, или ищем повода, чтобы не приходить в него. И тем самым лишаем себя действия Благодати Божией. Ибо Храм – это жилище Духа Святого.
Мы забываем, что Храм – это самое главное место в нашей жизни. И живем, нередко удаляясь от Храма и его Таинств под влиянием мирской суеты и своей нарастающей нераскаянной греховности. Будем помнить слова священномученика III века н.э. – Киприана, епископа Карфагенского: «Кому Церковь – не Мать, тому и Бог – не Отец».

Тропарь, глас 4-й
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, / и челове́ков спасе́ния пропове́дание: / в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, / и Христа́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м: / ра́дуйся, // смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Русский перевод: Ныне предвестие благоволения Божия и предвозвещение о спасении людей: в храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: «Радуйся, исполняющая промышление о нас Создателя».

Кондак, глас 4-й
Пречи́стый храм Спа́сов, / многоце́нный черто́г и Де́ва, / свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия, / днесь вво́дится в дом Госпо́день, / благода́ть совводя́щи, я́же в Ду́се Боже́ственном, / Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии: // Сия́ есть селе́ние Небе́сное.
Русский перевод: Чистейший храм Спасителя, драгоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божией, ныне вводится в дом Господень, совводя с Собою благодать Божественного Духа; Ее воспевают Ангелы Божии: «Она – жилище небесное»

Задостойник, глас 4-й
Припев: А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася, // ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.
Ирмо́с: Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту, / да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных; / Устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно / глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т: // и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.
Русский перевод: Ангелы, удивилися увидевши вхождение Пречистой во Святая Святых..
Как живого Ковчега Божия, да не касается рука непосвященных; уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: «Истинно Ты всех, выше Дева Чистая!»

Величание
Велича́ем Тя, / Пресвята́я Де́во, / Богоизбра́нная Отрокови́це, / и чтим е́же в храм Госпо́день // вхожде́ние Твое́.
Русский перевод: Величаем Тебя, Пресвятая Дева, Богом избранная Отроковица, и почитаем Твой вход в храм Господень.