№3 КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРИЧАЩЕНИЮ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН

«…если не  будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не  будете иметь в себе жизни.Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во  Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и  Я  живу Отцем, так и ядущий Меня  жить будет Мною».

Евангелие от Иоанна 6:53-57

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba3Смысл Таинства Причастия
Христиане исповедуют веру не в абстрактное  божество, а в Богочеловека, то есть в Бога, восприявшего на Себя человеческую природу. Поэтому единение с Богом и наша принадлежность к Церкви выявляется не только в молитве, но и в совместном участии в Литургии, в причащении Телу и Крови Господа Иисуса Христа (слово «Литургия» означает «общее дело»).
Церковь есть Тело Христово, а Евхаристия по-гречески — «благодарение», второе название Литургии есть главное Таинство Церкви. То, ради чего Церковь  создана Господом и будет существовать до конца света.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, так и Господь захотел соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему, стали «сотелесными» Христу, а вместе с тем и сотелесными друг другу – единокровными братьями и сестрами во Христе. Поскольку духовное родство важнее родства телесного.
В Евхаристии не только хлеб и вино становяться Телом и Кровью Христа, но и сам причащающийся человек становится частью Богочеловеческого организма Церкви, обновляется, освобождается от груза грехов и просвещается Божественным светом.
Вне Евхаристии нет ни спасения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности: «если не  будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не  будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54). Поэтому святые отцы советовали христианам не уклоняться от Евхаристии и регулярно причащаться.

Кто достоин причащаться?
Человек никогда не бывает по-настоящему достоин этого великого Таинства, потому что все люди – грешники. Но Евхаристия и дана нам для того, чтобы причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и этим уподоблялись Богу.

Значение веры и понимания сути Таинства
Причащаться могут лишь члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие догматы веры Православной Церкви (согласно Символу Веры), принятые на 1-м (325 г н.э.) и 2-м (381 г н.э.) Вселенских Соборах..
Приступая к Святой Чаше без понимания сути происходящего на Литургии, т.е. без веры в приобщение Телу и Крови Христа, без стремления исправить свою жизнь, или находясь во вражде с ближним, человек лишь отдаляет себя от спасения: «Да испытывает же себя человек…Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет  осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Послание к Коринфянам 11:27-30).

Подготовка к Таинству Причастия
Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены  на то, чтобы человек, приступающий к этому Таинству, приобрел чувство жажды Бога, невозможности жизни без Христа, чтобы он осознал свою греховность и покаялся.

Душевный мир
Готовящийся ко Святому Причастию должен примириться со всеми и беречь себя от злобы и раздражения, удерживаться от осуждений, греховных мыслей и разговоров; проводя время, насколько это возможно, в чтении Евангелия, апостольских посланий, творений Святых Отцов  и в молитве.

Говение
Перед Причастием по уставу Церкви положено соблюдать пост. Человек, который только начинает церковную жизнь – новоначальный, может в беседе со священником определить для себя посильную меру поста. Послабление поста благословляется только болящим и детям.
Причащаться принято натощак, т.е. с полуночи накануне не употреблять никакой пищи или питания. Страдающие табако- и алкозависимостью также должны воздержаться от своего недуга.
Прием жизненно необходимых лекарственных средств и гигиенические процедуры не препятствуют причащению Святых Тайн.

Телесная чистота
Накануне Причастия необходимо воздержаться от супружеских отношений. Согласно церковным правилам женщинам не следует причащаться во время женских дней и сорокадневного послеродового периода.
Во избежание загрязнения церковных святынь женщинам не следует причащаться, прикладываться к иконам и святым мощам с накрашенными губами.

Исповедь
Перед Таинством Причастия необходимо исповедаться Богу в присутствии священника, не утаивая ни одного содеянного греха, и имея искреннее намерение исправиться. Правильнее исповедаться накануне Причастия во время вечернего богослужения. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, в сам день Причастия.
К болящему, желающему причаститься, домой или в больницу священник приходит по просьбе родных в заранее оговоренное время.

Участие в богослужении и домашняя молитва
Желающие причаститься Святых Христовых Тайн должны молитвенно готовить себя к этому заранее и более усердно молиться дома. Накануне Таинства принято посещать вечернее богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причастию накануне нужно прочитать Последование ко Святому Причастию (оно находится в Православном молитвослове).
Существует, кроме того, благочестивая обязанность прочтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона Богородице, канона Ангелу-Хранителю.

Перед и во время Причастия
Этого Таинства удостаиваются подготовленные христиане, которые получили благословение на исповеди в Таинстве Покаяния, а так же дети после 7 лет. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди, если не совершили явного греха, например, непослушания родителям или вранья.
Вскоре после пения «Отче Наш» нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров. Таинство Причастия совершают при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперед детей, которые всегда причащаются первыми,  за ними – мужчины и, затем, — женщины. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая, поверх левой). Перед Святой Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно её не толкнуть. Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости Великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.
Болящие, состояние которых это позволяет, с разрешения врача могут прийти на службу в храм в дни, когда там совершается Литургия. К остальным священник со Святыми Дарами приходит в палату или домой по предварительной договоренности.

После Святого Причастия  
Приняв Святые Тайны, не крестясь и поцеловав край основания Чаши, следует тотчас же отойти к столику в притворе храма, чтобы вкусить частицу просфоры и запить «теплотой». До окончания Литургии из церкви уходить не принято. В конце Литургии необходимо выслушать назидание священника и  подойти к целованию Креста. А  после этого нужно в храме выслушать благодарственные молитвы. В день причащения следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы не потерять через грех, многословие или суету, благодать Божию.