7 апреля (25 марта по старому стилю) Православная Церковь празднует день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных (двунадесятых) праздников в году. Благовещение (по-гречески «Эвангелизмус») означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой. В своем Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой Святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был отослан Богом в Назарет к Деве Марии, с вестью о грядущем рождении от Нее Спасителя мира (Лк. 1:28-33). Слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная» — стали первой благой вестью для человечества после его грехопадения.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в Иерусалимском храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, и войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Матерью Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Эти слова не только выражают кроткую готовность Девы Марии принять возвещенное ей Ангелом, но и являются формулой согласия рода человеческого на соработничество Богу в деле спасения. Именно этим событием начинается евангельская история спасения Богом человечества.
Глубока и содержательна служба праздника, в том числе и канона на Благовещение, приписываемого преподобному Иоанну Дамаскину. Этот канон — один из немногих диалогических канонов: он строится на напряженном и драматическом диалоге Архангела Гавриила и Богоматери. В каждой песне один тропарь составляют слова Ангела, другой — Богородицы. Содержание канона составляет уверение Богородицы в истинности слов Архангела Гавриила. Датой Благовещения как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова.
С Х века на Руси этот праздник пользуется любовью и почитанием. В честь него было построено множество храмов и несколько монастырей.
Тропарь, глас 4:
Днесь спасения нашего главизна / и еже от века таинства явление: / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, // Господь с Тобою.
Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, / но яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.
Величание:
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.