№17 СВЯТЫЕ ПЕРВОВЕРХОВНЫЕ АПОСТОЛЫ ПЁТР И ПАВЕЛ

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba17Память святых первоверховных апостолов Петра и  Павла  совершается в Православной Церкви 12 июля по новому стилю. В этот день совершается также разговение после Петрова или апостольского поста.

Жизнеописание  апостола Петра.
Апостол Петр входит в число двенадцати апостолов, которые во время земной жизни Иисуса Христа были Его ближайшими учениками. Из евангельского повествования известно, что он был родом из Вифсаиды и имел имя Симон. Будущий апостол родился в семье рыбака и сам занимался рыбной ловлей вместе со своим братом  Андреем.  Симон  получил  от Господа имя «Кифа», что на арамейском языке означает «камень». Позже это прозвище, переведенное на греческий, стало звучать как «Петр». Евангелие повествует о том, что Петр отличался деятельным и горячим характером. Он первый исповедал от лица апостолов веру в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим. Именно Петр желает идти по воде к Господу и именно он отрубает ухо первосвященническому рабу в ночь ареста Господа Иисуса, желая защитить любимого учителя. За свою глубокую веру и любовь к Богу он вместе с апостолами Иаковом и Иоанном был удостоен видения Преображения Господня на Горе Фавор. В день распятия Петр из страха перед гонениями, трижды отрекся от Христа, однако позже принес искреннее покаяние и был восстановлен Господом в апостольском звании. О дальнейшей жизни первоверховного апостола нам известно из книги Деяний, а также из церковного Предания. Его проповедь совершалась в Антиохии, Египте, Греции, Испании, а также в Риме, где апостола несколько раз заключали в темницу.  В  этом же городе он принял в 67 году мученическую кончину через распятие вниз головой.

Жизнеописание  апостола Павла.
Апостол Павел был родом из города Тарса, который являлся в те времена крупным центром эллинистической культуры. Он получил образование в духе фарисейских традиций, однако был хорошо знаком с римской культурой. До своего обращения ко Христу будущий апостол именовался Савлом и был ревностным гонителем христиан. Так, книга Деяний рассказывает о том, что он участвовал в убиении первомученика Стефана. Однако около 34 года совершилось чудесное обращение Савла. Во время путешествия в Дамаск, чтобы преследовать Христа, он услышал Божественный голос и ослеп. Зрение возвратилось к нему после Крещения,  и с этого времени апостол именуется Павлом и начинает свою проповедническую деятельность о Христе Спасителе. В книге Деяний подробно рассказывается о трех путешествиях, которые он совершал с целью проповеди христианства среди язычников,   благодаря   чему   стал  называться «апостолом язычников». Кончина апостола Павла была мученической: он был обезглавлен около 67 года в Риме.

Апостольские послания.
За время своей миссионерской деятельности святые апостолы не только проповедовали в разных  городах  Римской  империи и  Иудеи, но также писали послания, посвященные верующим  основанных  ими  церквей.  В  своих посланиях апостолы давали основы христианского вероучения, а также обсуждали вопросы, волнующие их современников. В состав Нового Завета вошло два послания апостола Петра, получивших название Соборных, так как они были адресованы не какой-то конкретной христианской общине, а нескольким церквям. В своих посланиях апостол Петр предостерегал свою паству от лжеучений, которые начали появляться в христианской среде уже в первые десятилетия истории Церкви. Значительную часть новозаветного канона составляют четырнадцать посланий апостола Павла, адресованные разным церквям, в которых он совершал дело проповеди, а также  к его ученикам, Титу и Тимофею, получившие название «пастырских посланий». Хотя Павел не входил в число двенадцати ближайших учеников Господа и не был свидетелем Его жизни, послания великого апостола, исполненные действием Святого Духа, раскрывают всю глубину и святость христианского учения. Основными темами посланий «апостола язычников» было благовестие о свободе и спасении, дарованными Христом всем верующим в Него, как в Спасителя…

День памяти апостолов Петра и Павла.
День памяти апостолов Петра и Павла стал отмечаться еще с первых веков христианства. По преданию, оба апостола приняли мученическую кончину в один день, потому почитание памяти этих двух столпов Церкви было объединено в один праздник. Начало празднования было положено 29 июня 258 года, когда мощи святых были перенесены в Рим. На территории Римской империи было построено множество храмов, посвященным первоверховным апостолам. Особое значение приобретает праздник в середине IV века, когда гонения на христиан окончательно прекратились и перед Церковью стояла задача проповеди и просвещения язычников светом Христова учения. В это время служение первоверховных апостолов становиться образцом  проповеднической   деятельности,  а их память начинает пользоваться особым почитанием. Значение апостолов для христианской     Церкви     подчеркивается тем, что  дню  их  памяти  предшествует  пост,  получивший  название  Петровского.  На Руси первоверховные апостолы были также весьма почитаемы и любимы, в их честь были освящены многие церкви и монастыри, а имена Петр и Павел были  одними  из  самых распространенных на русской земле. Пример апостолов Петра и Павла дает верующим урок того, что даже для тяжело согрешившего человека не закрыт путь к святости и спасению. Апостол Петр отрекся от Господа, но своим покаянием и всей последующей жизнью, и мученической кончиной искупил свое отступничество. Апостол Павел, известный вначале как яростный  гонитель  Церкви,  стал   ее   верным служителем и проповедником. Прославляя первоверховных апостолов, Церковь   призывает    верующих    не  впадать в отчаяние от своих грехов, но приносить     достойные     плоды     покаяния.
 
Тропарь, глас 4:
Апостолов первопрестольницы / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2:
Твердыя и боговещанныя проповедатели, / верх апостолов Твоих, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: / болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине, сведый сердечная.

Величание:
Величаем вас, / апостоли Христовы  Петре и Павле, /весь мир ученьми своими просветившия / и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва святому апостолу Петру:
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею  Учителя   твоего   приятый   из  вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся!  Не  забуди  и  нас,  убогих,   в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и  удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах  и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении  и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия неумытный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва святому апостолу Павлу:
О святый первоверховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех хромаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным  Его  Отцем,  и  со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.