№14 СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ. ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, ИЛИ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba14В Ветхозаветной Церкви одним из трех главнейших еврейских праздников была Пятидесятница, само имя которой указывает на то, что она отмечалась на пятидесятый день после иудейской Пасхи. В этот день вспоминалось, как евреи, выйдя из Египта, у подножья горы Синай вступили в союз с Богом и получили от Него, через Моисея, десять Заповедей Божиих на  двух каменных скрижалях. Иудейский праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался особенно радостно. К этому празднику паломники из разных стран обширной Римской империи прибывали в Иерусалим. Их количество иногда превышало миллион человек, и среди них находились не только евреи по крови, но и прозелиты, т.е. язычники, принявшие иудейскую веру. Накануне   Своего   Вознесения,   Господь наш Иисус Христос привел  Своих  учеников  на Елеонскую гору, где Он завещал им проповедовать Евангелие (благую весть) во всех народах, начиная с Иудеи о Его учении, чудесах, страданиях, смерти и Воскресении. О всем том, «что Он совершил для искупления грехов человеческих. О том, что Он исполнил все, о чем благовествовали древние пророки в Священном Писании о пришествии Мессии. Что тот, кто уверует в Него, покается и крестится — будет спасен, а кто не будет веровать – осужден будет» (Мк.16:16). Господь,   зная   насколько    трудна    будет эта миссия для  малограмотных  рыбаков, сказал им: «И Я пошлю обетование Отца Моего на Вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь Силою Свыше» (Лк.24:49). В этот день еще с раннего утра апостолы вместе с Богоматерью и другими учениками в общем количестве 120 человек собрались в обширной Сионской горнице. Чтобы восполнить  место  отпавшего Иуды-предателя, они по указанию Божию выбрали из учеников Христовых — Матфия, который с этого времени вошел в число 12-ти апостолов. Все ожидали пришествия Духа Утешителя, Который, согласно обещанию Спасителя, должен был преподать им благодатные дары Святого Духа. Не зная точно, в чем выразится духоносное сошествие и когда именно оно произойдет, они готовились к нему с молитвой и чтением Священного Писания.
И вот, около 9-ти часов утра внезапно послышался сильный шум, как бы от несущегося вихря,     который наполнил    горницу,    где находились апостолы. Подняв свои взоры, они увидели над собой нечто вроде огненных языков, которые спускались на голову каждого из них. Эти таинственные «языки» ярко светились, но не обжигали. Самым замечательным свойством этих «языков» были те внутренние изменения и ощущения, которые они производили в каждом, на кого опускались. Каждый из них явно чувствовал в себе большой прилив духовных сил, воодушевление и несказанную радость. Он начинал сознавать себя как бы новым человеком: очищенным, умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Получив обильные дары Святого Духа, апостолы стали выражать свои радостные чувства в восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им дотоле языках. Так совершилось над ними то крещение Духом Святым и Благодатным огнем, к которому их готовил Господь наш Иисус Христос. Между тем шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих насельников Иерусалима к апостольскому дому. Увидев стекающийся народ, апостолы с молитвами хвалы и прославления Бога на устах, из горницы взошли на кровлю дома. Слыша этот поток хвалебных гимнов,   собравшиеся   около  их   дома   были поражены непонятным для них явлением. Ученики Христовы, люди по виду галилеяне простого происхождения и необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания каких- либо языков, кроме их родного наречия, перед всеми внятно заговорили на чужих им языках так, что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Однако среди толпы нашлись и недоброжелатели, которые не постыдились смеяться над вдохновенными  проповедниками,   говоря, что они, мол, уже так рано успели напиться неразбавленного вина. Увидев общее недоумение собравшихся, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил, что они все являются свидетелями чудесного сошествия Святого Духа. Об этом событии еще давно предсказал пророк Иоиль, говоря от имени Бога: «И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Деян.2:17-19, Иоиль. 2:28-32).
Петр объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа Бог предопределил начать дело спасения людей. И чтобы исходатайствовать людям возрождающую благодать Святого Духа, Господь Иисус Христос, пришедший к ним от Бога как Мессия, претерпел поругания и мучительнейшую крестную смерть. Еврейские начальники, как и многие из собравшихся здесь, не узнали в Нем обещанного Спасителя, отвергли и умертвили Его, но Он Воскрес из мертвых, Вознесся на Небо и теперь восседает одесную Бога Отца. Простой и краткой была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то его слова глубоко проникали в сердца слушавших его. Многие из них так умилились сердцем, что стали спрашивать: «Что же нам надо делать? – Покайтесь, – ответил им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, и Бог не только простит ваши грехи, но и, как нам, даст вам благодать Святого Духа» (Деян.2:37-39).
Множество из уверовавших по слову Петра тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось распространение Церкви Христовой, сначала в Иерусалиме, потом – в Иудее, а со временем и по всему миру.
Таким образом, ветхозаветный праздник Пятидесятницы с момента сошествия Святого Духа на апостолов стал «днем рождения» Церкви Христовой. Она, согласно обещанию Самого Спасителя, пребудет на земле непобежденной силами ада до времени Его славного Второго пришествия.
Со дня сошествия Духа Утешителя праздник Пятидесятницы стал называться еще и праздником Пресвятой Троицы, потому что сошедший на учеников Дух Святой открыл людям более глубокое познание о Боге. А именно, что единый по существу Бог имеет три Лица. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это единый Триипостасный Бог.
В родительскую субботу, перед Троицей, Церковь совершает поминовение всех усопших православных христиан. И только после этого, верующие (если есть возможность) идут на кладбище, чтобы прибраться на родных могилках и возжечь на них свечи. Недопустимо идти на кладбище вместо Храма, особенно в сам день Пресвятой Троицы. Ибо в этот день вся Церковь испрашивает коленопреклоненно Сошествия Святого Духа на всех – живых и усопших.
Тропарь праздника, глас 8:
Благословен еси, Христе Боже наш, / иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную. / Человеколюбче, слава Тебе.
Русский перевод:
Благословен Ты, Христе Боже наш, соделавший рыбарей мудрецами, ниспославши на них Св. Духа – и через них уловивший (привлекший к  вере)  вселенную.  Человеколюбец,  слава Тебе.

Кондак праздника, глас 8:
Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний; / егда же огненные языки раздаяше, /  в   соединение   вся   призва, / и    согласно    славим    Всесвятаго  Духа.
Русский перевод:
Когда сошел  Всевышний  и  языки  смешал,  Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси / божественным учеником Твоим.
Русский перевод:
Прославляем Тебя, Податель жизни Христе,  и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.