№12 ПАСХА ХРИСТОВА

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba12Христос Воскресе!
Эту радость апостолы возвестили миру и назвали ее «Евангелием» – благой вестью о Воскресении Христа. Радость об освобождении от греха, о спасении от смерти наполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос  Воскресе!». Наша Пасха – Спаситель Христос  Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение от грехов и вечной смерти. Потому то, Церковь непрестанно и воспевает в пасхальные светлые дни: «Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…» (из Пасхального канона).
Что же означает слово – Пасха? В древности, избранный Богом народ находился в течение многих лет в рабстве у египтян до тех пор, пока пророк Моисей не потребовал у фараона отпустить евреев из Египта. На этот подвиг его вдохновил Сам Бог. Фараон не соглашался, и Египет – одна за другой – постигали многочисленные беды. Так, в одну из ночей в египетских семьях умерли все дети-первенцы, а в еврейских семьях не подверглись этой трагедии. Поражая египтян, смерть проходила мимо тех домов, во- рота которых были отмечены особым знаком – кровью жертвенного ягненка. По этому знаку Ангел узнавал, что там живут люди, почитающие Истинного Бога, и отходил. Отсюда название еврейского праздника Пасха (Песах) – «проходить мимо». В Новом Завете это понятие наполняется новым смыслом: смерть не властна над теми людьми, которые искуплены кровью Христа и составляют Его избранный народ – «Новый Израиль» – Святую Православную Церковь. В греческом языке есть глагол «пасхо» – «страдаю», напоминающий нам о Христовых муках и о страшной цене нашего спасения. До Воскресения Христова все люди, праведные и грешные умирая, становились пленниками ада. Сойдя во ад после Своей смерти на Кресте,  Христос разрушил оковы смерти, дал каждому из нас надежду на спасение  и  возможность  вечной  жизни   с Богом. Кто мог спасти человека от греха? Только Тот Кто Свят. Кем могла быть преодолена смерть? Только бессмертным по Своему происхождению. И поэтому только Сам воплощенный Богочеловек, мог избавить людей от греха и смерти (имя Иисус означает «Спаситель», а Христос – «Мессия»).
Событие, которого долго ждали все ветхозаветные праведники, произошло две тысячи лет назад: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его; славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). А так же – «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16).
Но, как мы сами, каждый из нас, может войти в эту вечную жизнь? Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда  мы готовимся к ней не только  в течение Великого Поста, но и всей своей жизни. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой? «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» – пишет апостол Павел (Рим. 10:19).
Для каждого из нас Пасха, Покаяние и Причащение Святых Христовых Таин – это то, что соединяет нас с Богом и делает причастниками Благой Вечности, еще при жизни на земле. Христос так и говорит в Святом Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54).
Пасха Христова празднуется 40 дней, до Вознесения Господня. Но, Пасхальная радость не в том, чтобы больше поесть и выпить; не в куличах и яйцах, а во встрече с Живым Богом; прославлении Его Воскресения и в заботе о близких. «Наступил Воскресения день, давайте все просветимся этим торжеством, и друг друга обнимем, и скажем: братия, всем ненавидящих нас, все простим ради Воскресения и воспоем: Христос Воскресе из мертвых…» – этот гимн мы будем слышать много раз в стихирах святой Пасхи. Простим ради воскресшего Христа обидевших нас, тех, кто когда-то причинил нам зло. И сами попросим прощения, если обидели кого-то. Обнимемся и скажем друг другу: «братья и сестры!», т.е. те слова, которые почти не употребляются в наши дни. Впустим Христа в нашу жизнь, поделимся пасхальной  радостью с нашими ближними – тогда радости, света, добра на земле станет больше, а зла меньше. С апостольских времен этот главнейший праздник христиан отмечался в разное время.
Но, на I Вселенском Соборе (325г.), было вынесено постановление всем Церквам праздновать Пасху одновременно, а именно – в первое воскресенье после весеннего полнолуния; в пределах между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю) – и чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.
Многие века все Поместные Церкви выполняли это правило. Однако в XVI веке, католики перешли с юлианского стиля летоисчисления на григорианский. И дни празднования Пасхи перестали совпадать. К сожалению этой «моде» в XX веке последовали и некоторые восточные Церкви, в т.ч. и Константинопольский Патриархат.
Пасхальное богослужение в русских Храмах совершается в ночь с субботы на воскресение (и утром для больных, престарелых и детей). Служба начинается в 21:00 чтением «Деяний Святых Апостолов», а затем чином полунощницы с каноном «Волною морскою…». После его окончания, священники  уносят   Святую   Плащаницу  в Алтарь, и около полуночи начинается Крестный ход. В Пасхальную ночь он отображает шествие святых Жен-Мироносиц, идущих рано утром ко Гробу Господню, для исполнения иудейских обычаев над мертвецом. Ибо они еще не знали о Его Воскресении. После крестного хода следует Пасхальная утреня и Пасхальная Литургия. В конце  происходит  вынос  и  освящения Артоса – большого квасного хлеба с изображением Креста, символизирующего, как Воскресение Христово, так и смену Ветхого Завета Новым. Артос принято вкушать с молитвой «Христос Воскресе из мертвых…» натощак со Святой водой. Его можно хранить в течение года, вкушая в сложных жизненных обстоятельствах и при тяжелых болезнях, уповая на помощь Господа. Однако Святое Причастие он заменить не может. Артос  является святыней, поэтому выбрасывать его нельзя. После окончания службы, ночью или утром, начинается  разговение – торжественный прием пищи и окончание поста. Традиционно принято разговляться куличами, крашеными яйцами и пасхами, которые были освещены накануне в  Великую субботу.
•    Кулич – сладкий квасной хлеб, можно считать своеобразным аналогом Артоса для праздничного стола.
•    Пасха – творожное блюдо, изготовляемое в виде усеченной пирамиды, символизирующее Гроб Господень.
•    Крашеные яйца – связаны с преданием о том, что святая Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и, подарив ему по своей бедности лишь куриное яйцо, стала проповедовать ему о Воскресении Христа. Император сказал, что оживление мертвеца, так же невозможно, как то, что куриное яйцо станет красным. После  его слов на глазах у многочисленной свиты, яйцо, которое он держал – покраснело. Так властитель-язычник тогдашней вселенной, стал невольным  инициатором чуда.
Нельзя одобрить современную практику наклеивать на пасхальные яйца наклейки с изображением икон. Икона – это святыня, которой следует воздавать должное почитание. Изображение икон на пасхальных яйцах, которые будут съедаться, неуместно, и умаляет значимость священного образа. Существует благочестивая традиция, сжигать или закапывать очистки от яиц и упаковки куличей и пасхи.
Посещение на Пасху кладбищ, вместо Храмов – не практикуется. Особенно, если это является поводом для пьянства на могилах, т.к. это кощунство! Другое дело, если мы приходим к своим родным усопшим после богослужения, чтобы похристосоваться с ними (поцеловать надгробный крест), зажечь свечи. По учению церкви они не умерли, а заснули и обязательно оживут в Судный день.
Воистину Воскресе!