№15 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА (чинопоследование и символика)

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba15В наш мир, в котором  так много зла  и несправедливости, две тысячи лет назад пришел Бог и стал Человеком. Он пришел, чтобы  спасти   нас   от   зла, от одиночества, от смерти души. Когда после Его крестной смерти Его ученики собирались вместе, Он, воскреснув из мертвых,  приходил  к   ним,   беседовал и, даже, ел с ними. Он продолжает приходить к нам в наши дни, когда мы собираемся вместе на Божественную Литургию.

Божественная Литургия (от греч. – «общее дело») – это главное из общественных богослужений, во время которого совершается Великое Таинство Церкви – Таинство Причащения или Евхаристия (от греч. – «благодарение»). Участвуя в этом Таинстве, христиане благодарят Бога за дар жизни, за прощение грехов, за все радости и скорби, ниспосылаемые Промыслом Божиим. Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице на Тайной Вечере, и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Перед началом литургии, священник и диакон совершают пред Царскими Вратами входные молитвы. Затем, попросив друг у друга и у народа прощение, они входят в св. Алтарь и прикладываются к св. Престолу, Евангелию и Кресту. После этого, они облачаются в святые ризы со чтением соответствующих молитв. В Литургии можно выделить три основные части:

I. ПРОСКОМИДИЯ
(от греч. – «принесение», «подношение»)
Во время этой части приготовляются литургический хлеб (просфоры) и вино для Евхаристии; поминаются имена Богородицы, святых  и христиан (живых и усопших), за которых священник в Алтаре на жертвеннике вынимает частицы из просфор. Поэтому каждый, кто присутствует в храме в это время, должен подавать поминовение о здравии и о упокоении своих православных родных и близких.
•    В храме обычно в это время чтец читает особое молитвословие – Часы (3-й и 6-й час), а также последование ко Св. Причащению. Во время чтения Часов мы призваны вспоминать о суде над Христом у Пилата, о Его поругании и избиении, о том, как Он был веден на Голгофу, как Он был распят на Кресте, как сделалась тьма по всей земле (Лк. 23, 44), и т.д.
•  Перед началом Литургии священник или диакон с кадилом совершают каждение Алтаря, церковнослужителей и всех молящихся в храме. Кадильный дым – символизирует действие Святого Духа, наполняющего храм Божией благодатью, освящая верующих.

II. ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ
На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т.е. те люди, которые готовятся к принятию Святого Крещения и получают наставление (оглашение) в христианской вере.
•  Диакон: «Бла́гослови, влады́ко».
Литургия начинается возгласом иерея,  прославляющего Царство Святой Троицы –   Царство мира, правды и Света, которое Христос принёс на землю: «Благослове́нно Ца́рство Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.». Славословие – высшая форма молитвы, в которой человек как бы забывает самого себя и устремляет все силы своей души к восхвалению, прославлению Творца. Услышав произнесенное священником начальное  благословение,  церковная  община, от имени которой выступает хор, присоединяется  к  прославлению  Царства  Божия пением «Ами́нь», что означает «истинно так».
•  Диакон (или священник) возглашает ми́рную или великую ектению́ (от греч. – «протяжное моление»), призывая всех христиан в мире с Богом и ближними совершать молитву о спасении душ, о мире, о Церкви, о храме, о молящихся, о Патриархе, о правящем архиерее, о священнослужителях,  о церковнослужителях, об Отечестве, о властях, о воинстве, о всех верующих, о плодородии земли, о путешествующих, о страдающих, о плененных, об избавлении от скорбей и всецелом вверении себя, своей жизни Богу – всего 11 прошений. Мирная ектения заканчивается возгласом иерея:
«Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сыну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
•  Далее хор поет 1-ый антифон (от греч. – «вторящий»): «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» – это избранные стихи 102 псалма. Первый антифон призывает верующих к внутреннему сердечному прославлению Бога, по слову святого апостола Павла, заповедовавшего христианам сердцем веровать в правду Божию, а устами исповедовать Бога во свое спасение.
Диакон  совершает  малую  ектению:  «Па́ки и па́ки (еще и еще) ми́ром Го́споду помо́лимся…».
Иерей: «Я́ко Твоя́ держа́ва, и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
•  Затем хор поет 2-ой антифон: «Хвали́ душе́ моя́ Го́спода …» (145 псалом).
Во втором антифоне христиане призываются исповедовать Бога не только устами, но и всей своей жизнью. И надеяться только на Бога, а не на людей, даже обладающих властью и богатством. Этот антифон заканчивается песнопением Иисусу Христу «Единородный Сыне…», в котором мы просим Христа спасти нас. В нем также раскрывается учение о Спасителе, как о Боге воплотившемся от Девы Марии и о спасении рода человеческого через Его искупительную смерть на Кресте и Воскресение.
Диакон: «Па́ки и па́ки ми́ром Господу помо́лимся…».
Иерей: «Я́ко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем: Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
• Во время пения третьего антифона «во Ца́рствии Твое́м, помяни́ нас Го́споди…» – 9-ти Заповедей блаженств, преподанных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:1- 7:29; Лк. 6:12-41), совершается Ма́лый Вход с Евангелием, который символизирует выход Христа Спасителя на проповедь о Царствии Божием и о Покаянии. Свещеносец со свечой, идя перед диаконом, знаменует свет Новозаветной  благодати. Евангелие, которое несет диакон, означает Христа Спасителя, священник являет образ святых апостолов. В Царских вратах диакон совершает Евангелием знак Креста и входит в Алтарь. Этим символизируется, что через крестные страдания Спасителя всем верующим открывается вход в Царствие Небесное. А возглас диакона «Прему́дрость, про́сти» – это призыв к верующим внимать премудрости Божией, стоя благоговейно.
Если воскресный день, то хор поет: «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м ко Христу́. Спа́си ны, Сы́не Бо́жий, воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия ти́ : Аллилу́йя». Если  Богородичный  праздник,  то   вместо «Воскресы́й из ме́ртвых» поют «Моли́твами Богоро́дицы». Если память святого, то – «Во святы́х ди́вен Сый».
•  Далее хором, попеременно с духовенством, поются тропари и кондаки, в которых отражается смысл праздника данного воскресного дня или память святого.
Диакон:«Го́споду помо́лимся».
Иерей: «Я́ко свя́т еси, Бо́же наш, и Те́бе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно».
Диакон  попеременно  с  хором: «Го́споди, спаси́  благочести́выя…»; «…И услы́ши ны́ ».
Диакон: «…И во ве́ки веко́в».
Хор: «Ами́нь».
Хор поет: «Святый Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с». (3 раза).
Эта молитва называется Трисвятое, и представляет собой ангельское пение (славословие) Серафимов перед Престолом Господа Саваофа в видении пророка Исайи (Ис. 6:3) с наименованием лиц Пресвятой Троицы и с прошением о помиловании нас, грешных. Во время пения Трисвятого, священник в Алтаре становится на Горнем месте, за Престолом, лицом к народу. (Это означает завершение спасения Христом Спасителем всего рода человеческого и восшествие Его в Царствие Небесное к Богу Отцу). Затем совершается чтение отрывков из Апостола и Евангелия.
•  Чтение книги Апо́стол напоминает нам о проповеди святых апостолов. К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: «Во́нмем» (будем внимать!).
•  Чтение Ева́нгелия – проповедь Самого Христа. В некоторых  храмах после  чтения Евангелия священник произносит проповедь.
•   После Евангелия и проповеди диаконом совершается сугу́бая (усиленная) ектения́ о здравии и спасении всех верующих с возгласом иерея: «Я́ко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
•  Затем произносится заупоко́йная ектения́  с возгласом  — «Я́ко  Ты  еси́  Воскресе́ние  и Живо́т (жизнь), и поко́й усо́пших ра́б Твои́х (имена), Христе́ Бо́же на́ш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Духом, ны́не и при́сно и во ве́ки ве́ков». Хор: «Ами́нь», на которой мы поминаем усопших православных христиан.
После следуют три екте́нии: первая – об оглаше́нных, т.е. о тех, кто готовится к Таинству Крещения (иногда она опускается). Следующие две – о верных, т.е. о верующих, принявших Крещение. По окончании третьей ектении иерей произносит возглас: «Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, Тебе  сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́,  ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
Хор поёт протяжное: «Ами́нь».

III.  ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Так называется третья часть Литургии, потому что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные и воцерковленные. После повеления оглашенным удалиться из Храма – «Ели́цы (от греч. – «те, которые») оглаше́ннии изыди́те…», поется Херувимская песнь. Это песнопение призывает верующих оставить всякие мысли о житейских проблемах и уподобиться Херувимам, которые находятся близ Бога на Небе, воспевая вместе с ними Трисвятую песнь. Во время пения в Алтаре иерей произносит: «И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.».
Диакон: «Я́ко да Ца́ря всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.».
По-русски: «Мы, таинственно уподобляясь Херувимам и воспевая Трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу». (3 раза).
•  После исполнения хором слов:  «Вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние …» священник и диакон торжественно выносят св. Чашу и Дискос (от греч. – «круглое блюдо»)  с приготовленными для Евхаристии вином и хлебом из северных дверей Алтаря. Остановившись на солее, лицом к народу духовенство возглашает молитву о священноначалии и о всех, кого мы особенно поминаем: братию храма, прихожан, болящих, певчих, благотворителей, и т.д. Затем через Царские врата  духовенство входит в Алтарь и поставляет св. Чашу и Дискос на св. Престол. Великий вход знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Хор заканчивает Херувимскую песнь словами «Я́ко да Царя́ всех поды́мем …».
•  После «Херувимской» диакон произносит просительную ектению «Испо́лним моли́тву на́шу  Го́сподеви…»,  которая заканчивается возгласом иерея: «Щедро́тами Единоро́днаго Сы́на Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́ , со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в …».
Хор: «Ами́нь».
Иерей: «Мир всем». Хор: «И ду́хови твоему́».
Диакон: «Возлю́бим друг дру́га, да единомы́слием  испове́мы».
Хор: «Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную».
В это время в Алтаре священники целуют покрытые Возду́хом Священные Сосуды и друг друга в плечи со словами: «Христо́с посреде́ нас — е́сть и бу́дет». Это же действо могут совершать стоящие рядом в храме верующие, как это было принято в Древней Церкви. После возгласа диакона: «Две́ри, две́ри, прему́дростию во́нмем» — начинается пение наизусть «Символа веры» всеми прихожанами стоящими в храме. Этот возглас диакона может пониматься как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного, греховного, и всецело сосредоточиться на предстоящем священнодействии, чтобы проникнуться высшей мудрости во время совершения Таинства Жертвы Христовой за нас, недостойных.
•  В Символ веры входят 12 главных  догматов или Божественных Истин о Православной вере, которые были утверждены Святыми Отцами на I-ом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и II-ом – в Царьграде (381 г.). Православная Церковь сохранила их в чистоте от ересей и до наших дней.
•  Далее  наступает  главная  часть Литургии  – Евхаристический канон, на котором совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
Диакон: «ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом, во́нмем, свя́тое возноше́ние в ми́ре приноси́ти» (т.е., наступило время Таинства к которому надлежит приступать с умиротворенным сердцем).
Хор: «Ми́лость ми́ра, же́ртву хвале́ния» (т.е. будем приносить жертву, которая примирила бы нас с Богом, а мы Его благодарим делами любви и милосердия).
Иерей (обращаясь к народу): «Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́, и любы́ (любовь) Бо́га и Отца́, и прича́стие (общение) Свята́го Ду́ха, бу́ди со все́ми ва́ми». Это пожелание верующим ныне удостоиться спасительной силы Христовой, любви Отца Небесного и очищения от Св.Духа.
Хор: «И со ду́хом твои́м».
Иерей: «Горе́  (к Богу) име́им сердца́».
Хор: «И́мамы ко Го́споду (мы отдаем всего себя Господу)».
Иерей: «Благодари́м Го́спода».
Хор: «Досто́йно и пра́ведно есть поклоня́тися Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, Тро́ице Единосу́щней и Неразде́льней».
В Алтаре при этом тайно священником произносятся евхаристические (благодарственные) молитвы Богу за сотворение и искупление человеков, за Его великие милости и терпение к нам, грешным.
Иерей: «Побе́дную песнь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще». По возгласе священника хор поет: «Свят, свят, свят Господь Саваоф…».
Эти слова напоминают видение зрителя неизреченных Божиих Таин апостола Иоанна Богослова, видевшего у Престола Божия четырех животных подобных орлу, тельцу, льву и человеку, которые «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр.   4.6-8.)   Звучит   торжественная песнь: «Свят, свят, свят Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь  не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна (евр. – спаси, помоги Бог) в вы́шних (в Небесах), благослове́н Гряды́й (Идущий) во и́мя (во славу) Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Словами 2-ой части этого песнопения встречали Господа при Входе Его на осле в Иерусалим.
Иерей во время пения совершает тайные молитвы, затем, указуя на Дискос, возглашает:
«Приими́те яди́те сие́  (это) есть Те́ло Мое́, е́же (которое) за вы (за вас) ломи́мое (преломляемое) во оставле́ние (прощение) грехо́в». Хор:  «Ами́нь».
Иерей, указуя на Чашу, возглашает: «Пи́йте от нея́ вси, сия́ (это) есть Кровь Моя́ Но́ваго Заве́та, я́же (которая) за вы (вас) и за мно́гия (за многих людей) излива́емая, во оставле́ние грехо́в».
Хор: «Ами́нь».
Иерей возглашает: «Твоя́ от Твои́х, Тебе́ принося́ще, о всех и за вся». (т.е. Твои Дары, Боже, приносятся Твоими слугами, как умилостивительная от всех нас и благодарственная жерта, за всë Тобою соделанное для   искупления наших грехов и нашего спасения). И совершает возношение Дискоса и Чаши.
•  Во время пения хором: «Тебе́ пое́м, Тебе́ благословим, Тебе́ благодари́м, Го́споди, и мо́лим Ти ся, Бо́же наш», каждый из нас призван вспомнить: — бесчисленные милости, которые во изобилии мы получаем из рук Божиих в течении всей своей жизни; — Его чудное милосердие к нам и Его долготерпение нас, почти всегда маловерных, непостоянных и неблагодарных; — Его непоколебимую любовь к нам непослушным, оскорбляющим Его словом, делом помышлением; — предающим Его своей неверностью, своими бесчисленными явными и тайными грехами; — всегда ищущими повод, чтобы отказаться от Его приглашения разделить с Ним божественную трапезу в таинстве святой Евхаристии. Поэтому покрытые стыдом и раскаянием на коленях воскликнем мысленно: «Тебе воспеваем. Тебя благодарим, Господи, — молимся Тебе, Боже наш».
Иерей в это время у Престола совершает эпиклезу (от греч. – «призывание»), т.е. молитву о снисхождении Святого Духа на предложенные Дары и на предстоящих людей, чтобы Он освятил их.
•  Затем иерей с воздетыми руками в полголоса читает молитву: «Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха в тре́тий час апо́столом Твои́м ниспосла́вый, Того́, Благи́й, не  отыми́ от нас, но обнови́ нас, молящих Ти ся́» (3 раза). А диакон произносит 12-й и 13-й стихи 50-го покаянного псалма: «се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й»; «не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́  от мене́».
В  заключение  иерей  производит  тайносовершительные священнодействия, в результате которых Святым Духом Хлеб на Дискосе претворяется в Тело Христово, а Вино – в Кровь Христову. Все в Алтаре совершают перед Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это самый важный момент Литургии. В храме все молящиеся при этом пении становятся на колени.
•  Завершается Евхаристический канон возгласом иерея: «Изря́дно (особенно) о Пресвяте́й, Пречи́стей,   Преблагослове́нней,  Сла́вней Влады́чице на́шей Богоро́дице и Присноде́ве Мари́и» и пением хором хвалебной песни Богородице «Досто́йно е́сть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и Славне́йшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем». (Все в храме поднимаются с колен). А священник обращается к святым данного богослужебного дня по месяцеслову, и молится о живых и усопших христианах и о многих других благодеяниях Божиих.
•  После возгласов иерея: «В пе́рвых помяни́, Го́споди…»; «И даждь нам еди́неми усты́ и еди́нем се́рдцем…»; «И да бу́дут ми́лости вели́каго Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́ со все́ми ва́ми» – диакон совершает просительную ектению «Вся святы́я помяну́вше…», «о принесе́нных и освяще́нных Честны́х Даре́х Го́споду помо́лимся…». На Литургии мы участвуем в теснейшем общении со всеми святыми, поэтому снова поминаем их как наших ближайших ходатаев перед Богом и особо молимся об освященных Дарах.
•  После возгласа иерея: «И сподо́би нас, Влады́ко, со дерзнове́нием, неосужде́нно сме́ти призыва́ти Тебе́, Небе́снаго Бо́га Отца́ , и глаго́лати…» диакон с народом поет молитву Господню «Отче наш…». Эту молитву каждый христианин должен не только знать наизусть, но и понимать, о чем в ней говорится. Заканчивается пение возгласом иерея: «Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Иерей: «Мир всем».
Хор: «И́  ду́хови твоему́ ».
Диакон: «Главы́ ва́ша Го́сподеви приклони́те». Хор: «Тебе́ Го́споди».
Иерей: «Благода́тию и Щедро́тами и Человеколю́бием  Единоро́днаго   Сы́на  Твоего́ , с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Хор протяжно: «Ами́нь».
Диакон протяжно: «Во́нмем». Царские врата закрываются.
• Иерей в Алтаре, вознося Святой Агнец, возглашает «Свята́я святы́м». Этот возглас означает, что Святое Причастие предназначено для тех христиан, которые стремятся к духовному совершенству и ревнуют о своем Богоугождении, преображении и спасении своей души. В Алтаре после этого совершаются молитвословия и священнодействия к причащению духовенства и народа.
В это время хор поет праздничные песнопения, после чего читаются молитвы ко Святому Причащению.
•  Затем царские врата отверзаются, диакон возглашает «Со стра́хом Бо́жиим и ве́рою приступи́те!» и выносит Чашу со Святыми Дарами, а иерей произносит молитву святителя Иоанна Златоустаго: «Ве́рую, Го́споди, и испове́дую, я́ко Ты еси́ вои́стинну Христо́с, Сын Бо́га Жива́го…» (эту молитву должен  знать наизусть каждый причастник). К причастию Святых Христовых Таин поочередно подходят сначала дети, затем мужчины, и после них женщины, а весь народ поет: «Те́ло Христо́во приими́те, / Исто́чника безсме́ртнаго вкуси́те».
•  После Причащения частицы, вынимавшиеся из просфор на Проскомидии иерей на Престоле с дискоса погружает в святую Чашу со словами: «Отмы́й, Го́споди, грехи́  помина́вшихся зде Кро́вию Твое́ю Честно́ю, моли́твами святы́х Твои́х». По Дару Христову и по Вере Святой Церкви многие грехи живых и усопших прощаются любящим нас Спасителем. Однако, для здравствующих христиан эта Благодать Христова не может заменить личное покаяние (Таинство Исповеди).
•  После этого иерей благословляет народ воз- гласом: «Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ , и благослови́ достоя́ние Твое́». Затем он, держа в руках Чашу со Святыми Дарами возглашает в Царских вратах: «всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в» и относит Святые Дары на Жертвенник со словами: «Вознесы́йся на небеса́, Бо́же, и по всей земли́ сла́ва Твоя́». Этим мы воспоминаем Вознесение Господа Иисуса Христа в Небесное Царство, Его всегдашнее пребывание с верующими на земле в Таинствах Церкви и будущее Его Второе славное Пришествие. Хор поет: «Ви́дехом свет и́стинный, прия́хом Ду́ха Небе́снаго…», а также «Да испо́лнятся уста́ на́ша хвале́ния Твоего́ Го́споди…».
•  В  конце  Литургии   диакон   возглашает благодарственную ектению за полученное Причастие Тела и Крови Христовых «Про́сти прии́мше…». Эта ектения заканчивается возгласом иерея: «Я́ко  Ты  еси́  освяще́ние наше, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в»  и заамвонной молитвой: «Благословля́яй  благословя́щия Тя, Го́споди, и освящаяй на Тя упова́ющия, спаси́ лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́ …».
•  После отпуста Литургии, на котором иереем поминаются, Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святые храма и святые дня, хор поет многолетие и произносится проповедь. Затем все верующие прикладываются к кресту, а причастники слушают благодарственные молитвы по Святом Причащении и расходятся по своим домам, стараясь не растерять в суетных делах полученную благодать Божию, употребляя оставшиеся время дня на совершение добрых дел и пребывание с Богом в молитве.

В заключении следует отметить, что все изложенное в данном издании является лишь видимой и слышимой формой Литургии. Многое сокрыто от молящихся, особенно, в части тайных молитвословий и священнодействий, совершаемых священником в Алтаре у св. Жертвенника и у св. Престола. Все эти молитвословия благодатно связаны в одну ликующую и благодарственную песнь Христу-Спасителю. И для верующего христианина Литургия протекает «на одном дыхании», поскольку он ощущает себя уже не на земле, а в радостном Царстве Небесном! Литургия роднит нас со Христом и соединяет с нашим Небесным Отечеством. И, если мы через Литургию полюбим Его здесь, на земле, то обретем Его и в Вечности. В завершении необходимо отметить, что Литургия является неотъемлемой частью Всенощного бдения, которое пропускать нельзя, особенно тем, кто желает причаститься Святых Христовых Тайн.