ОБЪЯСНЕНИЕ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ
В Священном Писании даны святые заповеди о любви к Богу и человеку. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний (седьмой), чтобы святить его. Шесть дней работай и делай все дела твои; в день же седьмой – суббота – посвяти Господу Богу твоему…»
В Новом Завете седьмым днем для христиан является воскресение, ибо в этот день воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Христиане чтят этот день участием в Богослужении, оставлением суетных дел и забот. По церковному уставу, воскресный день наступает в субботу вечером и отмечается служением Всенощного бдения. А в утро воскресное служится Божественная Литургия.
Всенощное бдение совершается также накануне двунадесятых (т.е 12-ти главных) и великих праздников Православной Церкви. Это общественное вечернее (или ночное) богослужение отличается особой торжественностью и праздничностью. В его чинопоследовании отражаются содержание и красота наступающего праздника, выраженная древними преподобными гимнотворцами и песнословцами. Огромное богатство музыкальных произведений на библейские стихи и молитвословия превращает Всенощную в поистине Божественную службу, когда молящийся уже не знает, где он – на земле, или на Небе. Именно так восхищались в Х-ом веке послы великого князя Киевского и всея Руси Влади- мира, когда впервые оказались на Всенощной в огромном Соборе Софии, Премудрости Божией, в Константинополе.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ.
Последование священнодействия.
I. Начальный возглас
Открытие Царских врат. Иерей с кадилом и диакон совершают каждение Алтаря.
Диакон: «Воста́ните!».
Хор: «Го́споди, благослови́!».
Иерей: «Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в» Хор: «Ами́нь».
Духовенство: «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу…» (3 раза).
Символика: Открытые Царские врата знаменуют собой доступность Рая. Каждение символизирует сотворение мира действием Святого Духа, сообщающего жизнь первозданной материи. Диакон возвышает свечу (след древнего обычая внесения светильника в богослужебное собрание), возглашает: «Востаните», тем самым приглашая к молитве всех присутствующих в храме.
II. 103 псалом (предначинательный)
Хор: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Благослове́н еси́, Го́споди…»
Символика: Этим псалмом начинается служба. В нём прославляется Творец и красота сотворенного мира. Иерей и диакон совершают каждение всего Храма. После этого Царские Врата закрываются.
III. Великая или мирная ектения. Иерей в Алтаре читает семь тайных молитв. Диакон: «ми́ром Го́споду помо́лимся…». Хор: «Го́споди, поми́луй» (на каждое прошение).
Иерей возглас: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь, и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Символика: Закрытие врат – знак того, что Рай закрылся для согрешивших прародителей. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов.
IV. 1-ый псалом
Хор: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых…».
Символика: Песнопение призывает к тому, чтобы христианин в воскресные и праздничные дни должен ходить в Храм, а не на увеселения греховных собраний.
V. Малая ектения
Диакон: «Па́ки и па́ки (еще и еще) ми́ром Го́споду помо́лимся…».
Иерей: «Яко Твоя́ держа́ва и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Малая ектения представляет собою сокращение великой ектении.
VI. «Го́споди, воззва́х» Стихиры или догматик
Хор: «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя. / Услы́ши мя, Го́споди.…».
Диакон совершает каждение Храма. Поются стихиры из 141, 129 и 116 псалмов.
Под воскресенье поётся догматик – песнопение, в котором прославляется непорочность Божией Матери и содержится учение о Боговоплощении Сына Божия от Девы Марии и Святого Духа. Если в этот же день празднуется великий праздник или святой, то поются еще и им стихиры.
Символика: В этом песнопении напоминается о ветхозаветных жертвах Богу, прообразовавших новозаветную жертву Христа Спасителя. И мы просим Бога принять молитву как нашу вечернюю жертву. Каждение – также есть образ ветхозаветных жертв, прообразовавших собой Искупительную Жертву – Христа на Кресте. Дым кадильный – символ возношения наших молитв к Богу. Стихира – песнопение, прославляющее праздник в честь Господа, Божией Матери или святых.
VII. Вход с кади́лом
Открытие Царских врат. Диакон с кадилом и иерей выходят из Алтаря. Вынос свечей алтарниками.
Хор: «Све́те ти́хий святы́я сла́вы, Безсме́ртнаго, Отца́ Небе́снаго, Свята́го Блаже́ннаго, Иису́се Христе́. Прише́дше на за́пад со́лнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. Досто́ин еси́ во вся времена́ пе́т бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Бо́жий, живо́т (жизнь) дая́й, те́мже мир Тя сла́вит».
Символика: Открытие врат – знак пришествия Христа и открытия людям Царства Божия. Выход иерея – образ явления Христа. Вынос свечей – образ Иоанна Предтечи. Песнь «Свете Тихий» напоминает о пришествии Спасителя в мир. Христос есть присносущный Свет, вечное сияние Бога Отца.
VIII. Проки́мен дня грядущего
В субботу вечером, диаконом попеременно с хором, всегда поётся великий прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, / в ле́поту облече́ся…». С тремя стихами.
Этим воспевается Господь, воцарившийся и облекшийся в славу через Своё Воскресение.
Символика: Прокимен – «предлагаемый вперёд» – стих из псалмов в соответствии с праздником или днём. Он произносится также перед чтением Священного Писания, выражая главную мысль чтения.
IX. Пареми́и
Закрытие Царских врат. Чтение паремий, если положено по Уставу – по большим праздникам.
Символика: Паремия – «притча» — избранные чтения из Священного Писания Ветхого Завета, содержащие пророчества о празднуемом событии, похвалу святому или смысл праздника.
X. Сугу́бая (усиленная) ектения.
Диакон: «Рце́м (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси от всея́ души́, и от всего́ помышле́ния на́шего рце́м…». Призыв всех молящихся всеми силами души обратиться с любовью и благодарностью к Богу, ища в Нём помощи.
Хор: на каждое прошение: троекратное «Го́споди, поми́луй».
Иерей: «Яко Ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
XI. «Сподо́би, Го́споди»
Хор (или духовенство в Алтаре) поет: «Сподо́би, Го́споди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам…»
«Сподоби, Господи» – молитва о безгрешном вечере, о том, чтобы время после службы провести не в суете, а в богомыслии.
XII. Просительная ектения
Диакон: «Испо́лним вече́рнюю моли́тву на́шу Го́сподеви…» От лица верующих диакон просит Бога о благах временных и вечных – «у Го́спода про́сим», а Хор поддерживает «пода́й, Го́споди».
Иерей: «Яко благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
XIII. Лития
В большие праздники совершается лития и благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, чтобы подкрепиться во время богослужения, а также в воспоминание насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. После прочтения Евангелия на Утрене, священник освященным елеем помазывает молящихся, и раздается освященный хлеб.
Лития – значит «общее моление». С древности она совершалось в притворе храма, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным принять участие в общей молитве по случаю праздника. Молящиеся в это время возносят Богу прошения о живых и усопших, близких и сродниках.
XIV. Сти́хиры на стиховне
Стихира (от греч. – «многостишие»). Хор исполняет Уставные стихиры.
Стихиры указывают на величие воскресшего Господа и на спасительное для нас значение Его Воскресения. Богородичен – песнопение в честь Божьей Матери.
XV. Молитва праведного Симеона Богоприимца
Хор: «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́ с ми́ром: я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков, и сла́ву люде́й Твои́х Изра́иля».
Эта молитва о радостной встрече Симеона Богоприимца с Богомладенцем, напоминает нам о закате и нашей жизни.
Чтец: «Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй на́с …».
Хор: Тропарь праздника (трижды).
Хор: «Бу́ди Имя Госпо́дне благослове́нно отны́не и до ве́ка» (трижды).
Под воскресение поется – «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся…». Эту молитву должны знать наизусть все христиане.
XVI. 33-й псалом
Хор: «Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя…».
Псалом 33 отображает, что все блага наши полностью зависят от надежды на Бога, Который приглашает нас вкусить этой благости, чтобы, приняв ее, возрадоваться.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ –
УТРЕНЯ С ПОЛИЕЛЕЕМ
(от греч. – «многомилостивие»)
XVII. Шестопсалмие
Если праздник, то поет Хор: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние» (трижды).
«Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́ » (дважды).
Чтец читает нараспев: псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. После третьего псалма на солею выходит иерей тайно читать 12 утренних молитв (о покаянии и о благодарении Богу и о прошении разных благ).
Символика: Утреня начинается со славословия «Славы в вышних Богу…», которое воспевали ангелы при Рождении Спасителя. Затем чтец читает шесть покаянных псалмов (шестопсалмие). В это время в знак греховной тьмы, которая окутала все человечество после грехопадения, в храме выключается свет. Священник на амвоне символизирует как Моисея, который молился Богу за согрешивший народ в Синайской пустыне, так и Христа. Последний 142 псалом «не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й…», напоминает о последних днях мира, пришествии Господа и Страшном Суде. Сидеть или ходить по храму во время чтения шестопсалмие не рекомендуется.
XVIII. Великая ектения
Диакон: «Ми́ром Го́споду помо́лимся…»
Иерей: «Яко подоба́ет тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Содержание этой ектении раскрыто в последовании Литургии. Такое же, как и на Вечерне.
XIX. «Бог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне…».
Это – свидетельство о явившемся миру Спасителе возглашает диакон попеременно с хором.
XX. Стихословие псалтири
Чтение двух кафизм. После каждой кафизмы – малая ектения. Чтение седальна (можно сидеть).
Все псалмы Псалтири поделены на 20 кафизм. Кафизма – «сидение» (греч.), так как при их чтении можно сидеть в храме. Чтение кафизм полностью совершается не во всех храмах, но в монастырях – неукоснительно.
XXI. Полиелей
Открытие Царских врат.
Духовенство выходит из Алтаря со свечами к аналою в центре Храма.
Хор: «Хвали́те и́мя Госпо́дне, хвали́те, раби́ Го́спода. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Испове́дайтеся Госпо́деви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́. Аллилу́иа» (3 раза).
Хор: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, я́ко в век ми́лость Его́. Аллилу́иа» (3 раза).
Затем поется Величание праздника (если есть).
Символика: Особо торжественный момент. Полиелей – пение стихов двух псалмов (134 и 135). Открытые врата – символ отверстого Гроба Господня. Каждение всего храма.
XXII. Тропари воскресные «по непорочных»
«Непорочными» называется 17-я кафизма Псалтири, потому что она состоит из 118-го псалма, который начинается словами: «Блаже́ни непоро́чнии в путь ходя́щии в зако́не Госпо́дни…».
Хор начинает петь: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…».
Затем, попеременно, тропари, т.е. короткие песнопения, воспевающие Евангельские свидетельства Воскресения Христова.
XXIII. Диакон: – Малая ектения
Иерей: «Яко благослови́ся Имя Твое́ и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
XXIV. Ипакои и седальны
Ипакои – песнопения в виде припева или подпевания, посвящённые Воскресению Христову или празднику.
XXV. Степенны антифоны
Хор: «От ю́ности моея́ мно́зи бо́рют мя стра́сти, но Сам мя заступи́, и спаси́, Спа́се мой. Ненави́дящия Сио́на посрами́теся от Го́спода, я́ко трава́ бо огне́м бу́дете изсо́хше.
Слава…и ныне…
Святым Ду́хом вся́ка душа́ живи́тся и чистото́ю возвыша́ется, светле́ется тро́ическим еди́нством священнота́йне».
Антифон – «противогласие» – песнопения, поющиеся попеременно двумя хорами (если есть). Степенные псалмы пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма.
XXVI. Прокимен и Евангелие
Диакон с Евангелием на амвоне (у Царских врат): «Во́нмем. Прему́дрость во́нмем».
Возглашается прокимен на глас от 1-го до 8-го, который меняется от воскресения к воскресению. Иерей читает Евангелие.
Прокимен воскресный является не самостоятельною песнью, как вечерний, а служит лишь подготовлением к чтению Евангелия. Всего в разные воскресения читается 11 Евангельских отрывков из 4-х Евангелий о Воскресении Христовом.
XXVII. Воскресная песнь по Евангелии
Диакон поднимается с Евангелием на амвон.
Духовенство и народ: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, / поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, / еди́ному безгре́шному. / Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Христе́, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: / Ты бо еси́ Бог наш, / ра́зве (кроме) Тебе́ ино́го не зна́ем, / и́мя Твое́ имену́ем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: / се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. / Всегда́ благословя́ще Го́спода, / пое́м Воскресе́ние Его́: / распя́тие бо претерпе́в, / сме́ртию смерть разруши́».
Евангелие возлагается на аналой для поклонения и целования.
Этим песнопением совершается прославление Воскресения Христова и Христа Спасителя, и поклонение Ему.
XXVIII. Стихира воскресная (праздничная)
Хор: «Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́, даде́ нам живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость»
Диакон на солее у иконы Христа Спасителя:
«Спаси́, Бо́же, лю́ди Твоя́ …» (Если не было Литии).
Иерей: «Ми́лостию и щедро́тами и человеколю́бием Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, с Ни́мже благослове́н еси́, со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в».
Лобзание Евангелия и помазание елеем духовенства и народа.
Елеопомазание – помазание чела верующего освящённым елеем. При этом изображается знак креста, что символически обозначает излияние Божией милости на человека.
XXIX. Канон воскресный на глас от 1-го до 8-го.
Канон – соединение нескольких песнопений; в его основе – ветхо-и новозаветные гимны. Каноном прославляется Господь Иисус Христос, Божия Матерь и святые. В каноне – 9 песен. Перед каждой песнью поётся ирмос (от греч. «связь»).
Для каждого воскресения свой глас. Хор поет ирмос канона, а чтец читает тропари канона.
После 3-й песни канона – малая ектения, икос, седален, Богородичен, ипакои.
Возглас иерея: «Я́ко Ты е́си Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем: Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
После 6-й песни – малая ектения, кондак, икос. Возглас иерея: «Ты бо е́си Царь ми́ра и Спас душ наших, и Тебе сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
XXX. Песнь Пресвятой Богородицы
Каждение Алтаря и Иконостаса.
После 8-й песни Диакон перед иконой Богородицы: «Богоро́дицу и Ма́терь Све́та в пе́снех возвели́чим».
Хор и народ:
— «Вели́чит душа́ моя́ Го́спода и возра́довася дух мой о Бо́зе Спа́се мое́м.
— Яко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо, отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
— Яко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́ .
— Сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.
— Низложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя, а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
— Восприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка».
Припев к каждому стиху: Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
В этом песнопении, основанном на стихах Священного Писания Нового Завета, прославляется Богородица, родившая Спасителя. Диакон совершает каждение храма и молящихся. Церковь верует, что при этом песнопении Божия Матерь присутствует в храме и всех благословляет.
XXXI. Светилен
Диакон: Малая ектения.
Иерей: «Я́ко Тя хва́лят вся си́лы небе́сные и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Духу́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в».
Диакон: «Свят Госпо́дь Бог наш…», попеременно с хором.
Исполняется в окончании канона, после 9-й песни. Светилен читает чтец и в нем воспевает Бога как Свет и Подателя жизни.
XXXII. Стихиры на Хвалитех
Чтец: «Глас (1-8). Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».
Хор: «Хвали́те Го́спода с небе́с, хвали́те Его́ в вы́шних. Тебе́ подоба́ет песнь Бо́гу. Хвали́те Его́, вси ангели его́, хвали́те Его́, вся Си́лы его́. Тебе́ подоба́ет песнь Бо́гу.».
Хор поет стихи из 148 и 149 псалмов. В этих стихирах все творения Божии призываются к прославлению Господа: «Вся́кое дыха́ние (все живое) да хва́лит Го́спода».
XXXIII. Славословие великое
Открываются Царские Врата.
Иерей: «Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет».
Хор: «Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. Хва́лим Тя, благослови́м Тя, кла́няем Ти ся, славосло́вим Тя, благодари́м Тя вели́кия ра́ди сла́вы Твоея́. Го́споди, Царю́ Небе́сный, Боже, Отче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный, Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше. Го́споди Бо́же, Агнче Бо́жий, Сы́не Оте́чь, взе́мляй грех ми́ра, поми́луй нас. Взе́мляй грехи́ ми́ра, приими́ моли́тву на́шу. Седя́й одесну́ю Отца́, поми́луй нас. Яко ты еси́ Еди́н Свят; ты еси́ Еди́н Госпо́дь, Иису́с Христо́с, в сла́ву Бо́га Отца́, ами́нь. На всяк день благословлю́ Тя и восхвалю́ и́мя Твое́ во ве́ки, и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь. Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, я́ коже упова́хом на Тя. Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м. (Трижды)
Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род. Аз рех: Го́споди, поми́луй мя, исцели́ ду́шу мою́, я́ко согреши́х Тебе́. Го́споди, к Тебе́ прибего́х, научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой, я́ко у Тебе́ исто́чник живота́, во све́те Твое́м у́зрим свет. Проба́ви ми́лость Твою́ ве́дущим Тя.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас».
Это молитвословие совершается с апостольских времен и составлено из важнейших изречений многих псалмов Псалтыри, прославляющих Господа. Мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света — Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом Истины.
XXXIV. Тропарь воскресный
Он поется после окончания славословия. Если глас 1,3,5,7, то хор поет: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть, пое́м Воскре́сшему из гро́ба, Нача́льнику жи́зни на́шея; разруши́в бо сме́ртию сме́рть, побе́ду даде́ нам и ве́лию ми́лость».
Если глас 2,4,6,8 то хор поет: «Воскре́с из гро́ба и у́зы растерза́л еси́ а́да, разруши́л еси́ осужде́ние сме́рти, Го́споди, вся от сете́й врага́ изба́вивый; яви́вый же Себе́ апо́столом Твои́м, посла́л еси́ я на про́поведь, и те́ми мир Твой по́дал еси́ вселе́нней, Еди́не Многоми́лостиве».
XXXV. Сугубая ектения
Диакон: «Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…».
Иерей: «Яко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Ектения сугубая и просительная здесь разделяются лишь возгласом иерея, и следуют одна за другою, благодаря чему сливаются в одну большую и величественную молитву.
XXXVI. Просительная ектения
Диакон: «Испо́лним у́треннюю моли́тву на́шу Го́сподеви…»
Иерей: «Яко Бог ми́лости, щедро́т и человеколю́бия еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Хор: «Ами́нь».
Затем, после нескольких возгласов, следует отпуст воскресного всенощного бдения.
XXXVII. Отпуст
Иерей: «Воскресы́й из ме́ртвых, Христо́с, и́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере, свято́го Архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих небе́сных Сил Беспло́тных, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́стол, (и святаго, егоже есть храм, и святаго, егоже есть день), святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и Анны, и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец».
Отпуст – благословение молящихся на добрые дела и выход из храма. Недопустимо, когда некоторые христиане, или по невоспитанности, или по невежеству, выходят из храма без благословения, прежде окончания богослужения.
XXXVIII. Многолетние
Хор: «Великого Господина и отца нашего Кирилла… и Господина нашего Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского…».
Этим заканчивается служба Утрени.
Закрываются Царские врата, задергивается завеса и начинается служба первого часа.
В этой заключительной части Всенощного бдения Святая Церковь всем желает долгих лет жизни и благополучия.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ – СЛУЖБА ПЕРВОГО ЧАСА
Служба первого часа – освящает молитвой наступающий день; в ней вспоминается изгнание из рая Адама и Евы, и предстояние Христа на суде Каиафы.
Оканчивается служба 1-го часа победной песнью (кондаком), в честь Божией Матери:
«Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная восписуем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная».
Обычно, после этого иерей совершает малый отпуст и произносит краткое слово назидания, раскрывающее смысл данного воскресного дня или праздника. После чего начинается Таинство Исповеди.
В заключении следует отметить тот факт, что в Древней Церкви Всенощное бдение являлось нераздельной частью Божественной Литургии. Оно совершалось в ночное время, и заканчивалось утренним причащением Святых Христовых Тайн. Со временем Святая Церковь, с точки зрения икономии (от греч. – «устроение дома, дел». В более широком понимании – принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, не противоречащее духу церковного канона), эти богослужения разделила на вечернее и утреннее – Всенощную и Литургию. Поэтому не допускается пропускать ни одно из них, как это многие делают, приходя лишь на божественную Литургию. Не следует этим своим нерадением умножать, и без того великое, множество наших прегрешений.