Настоятелю не довелось быть знакомым с великим режиссером Г.А. Товстоноговым при его жизни. Но ему случилось в числе соборной братии Спасо-Преображенского Собора принимать участие в отпевании этого знаменитого человека, которое состоялось 23 мая 1989 года.
Однако настоятель неоднократно общался с выдающимся русским актером Евгением Лебедевым, служившим в БДТ. Когда тот приходил в Собор на праздничные и воскресные богослужения, то на братских трапезах много рассказывал о своей жизни. Оказалось, что он был сыном репрессированного священника, поэтому церковь не была для него тем местом, где многие выдающиеся сыны и дочери нашего отечества чувствуют себя «не в своей тарелке». К сожалению, это относится и к преобладающему большинству простых смертных. Для них храм Божий давно стал комбинатом ритуальных услуг. Они приходят сюда, когда нужно кого-то покрестить, повенчать, отпеть. И все!
Так вот. Началось торжественное отпевание Г.А. Товстоногова. В Спасо-Преображенском Соборе все богослужения всегда совершаются на высочайшем уровне. Очевидно, что традиция отпевать многих знаменитых покойников именно в этом Соборе объясняется именно этой причиной. Хотя понятно, что гарантия обретения Царствия Божия бессмертной душой любого человека определяется не пышными проводами в путь «всея земли». Не смогут помочь в этом и проникновенные надгробные речи, шикарные поминки и дорогостоящие памятники. Эту гарантию дать никто не может. Никто, кроме Бога и веры самого человека. Об этом совершенно определенно сказал Сам Господь наш Иисус Христос, когда после Своего Воскресения явился одиннадцати ученикам (предатель Иуда – повесился): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). При том условии, что жил человек на земле со Христом и с Таинствами Святой Церкви и что ушел он в бессмертие как раскаянный и добрый раб, а не злой (Мф.18:23-35).
Для верующего христианина слово «раб» не может являться унизительным, потому что он почитает за великое благо быть слугой Бога. Но «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16) мешают христианину честно служить Своему Господину и Царю. В своем же последнем разговоре с учениками Иисус Христос назвал всех тех, кто будет веровать в Него, как в Сына Божьего, и жить по Его заповедям, не рабами, а друзьями! (Ин.15:15).
Оказывается, наше спасение в наших руках, в нашем сердце и в нашей благодарности Спасителю. В благодарности за то, что Он Своей Смертию на Кресте и Воскресением даровал нам Царство Небесное. А попасть в него можно только через регулярное приобщение к Таинствам Церкви Христовой.
В Соборе было тесно от многочисленных знаменитостей. Отпевание шло своим чередом. Протодиакон стал произносить у гроба заупокойную ектению с прошением к Богу о прощении новопреставленному рабу Божиему Георгию всех прегрешений его, вольных и невольных.
Сразу же после ее окончания до уха настоятеля донесся краткий диалог стоящих рядом с гробом народных артистов СССР. Один из них полушепотом спрашивал у другого: «Как ты думаешь, он слышит, что его называют рабом?» А тот ответил: «Вряд ли. Если бы он слышал, то от возмущения встал бы из гроба!»
Не хотелось бы показаться ханжой и, сохрани Боже, как-то осудить этих замечательных людей и всенародных любимцев. Ведь очевидно, что они довольно искренне и деликатно выразили свои мысли вслух. И, вместе с тем, этот краткий диалог дает важную информацию об их душевном состоянии. Даже в минуты всеобщей скорби, предстоя пред гробом своего творческого наставника, в их словах выразилась некая ирония, из которой очевидно, что идеалы театра, с его лицедейством, гордыней и тщеславием, почти не сообразуются с идеалами Церкви Христовой. Это два абсолютно разных мира. Отсюда так много сложностей в их взаимоотношениях.