1
Поскольку этот известный архиерей-ученый являлся крестным отцом будущего настоятеля, будет позволительно несколько подробнее освятить его биографию.
Будущий архиерей РПЦ, Поляков Лев Львович, родился в 1913 году в Санкт-Петербурге в семье врачей, православных евреев. В его духовном воспитании огромную роль сыграла его тетя Елизавета, ставшая позднее игуменьей.
Жили они на Петроградской стороне, на улице Куйбышева. В школе в одном с ним классе учились два его друга. Они стали очень известными людьми в нашем Отечестве. Это великий артист Аркадий Райкин, Герой Социалистического труда, и великий ученый – физик и математик, Трижды Герой Социалистического Труда, Яков Борисович Зельдович, один из создателей атомной бомбы в СССР. Всю жизнь они сохраняли свою дружбу, которая, по понятным причинам, держалась в тайне. А.И. Райкин любил отдыхать в Юрмале, а там была летняя резиденция латвийских православных архиереев, так что эти друзья виделись регулярно.
В 1939 году Л.Л. Поляков окончил Педиатрический медицинский институт и работал врачом – терапевтом. К тому времени у него четко определились жизненные ориентиры – он желал стать священником. Его тетушка была очень хорошо знакома с правящим архиереем, Митрополитом Алексием (Симанским). Позже она помогала Владыке Алексию с пропитанием в блокадные голодные годы. Тогда он жил на хорах Никольского Собора.
В качестве врача будущий Владыка Леонид участвовал в финской кампании и в Великой Отечественной войне и был награжден орденом Отечественной Войны и медалью.
Демобилизовался он в звании майора медицинской службы. После войны работал врачом и совмещал работу с послушанием чтеца в одном из городских храмов, который находился на углу проспектов Гражданского и Непокоренных. В годы правления Г.В. Романова этот храм был разрушен.
В военные и послевоенные годы было некоторое, как оказалось временное, послабление гнета советской власти на Русскую Православную Церковь. К тому времени естественным образом в Ленинграде самоликвидировался последний оплот обновленцев, который находился в Спасо-Преображенском Соборе.
В 1946 году власти дали разрешение на возобновление деятельности Ленинградских Духовных школ – семинарии и академии.
В ноябре 1949 года Л.Л. Поляков был рукоположен Митрополитом Григорием (Чуковым) во диакона, а затем во пресвитера.
Далее он учился вместе с отцом будущего настоятеля в Ленинградской Духовной Академии, которую закончил в 1952 году со степенью кандидата богословия.
В сентябре 1952 года отец Лев Поляков был пострижен в монашество с именем Леонид и в течение семи лет преподавал гомилетику в Ленинградской и Московской Духовных Академиях.
В 1957 году он был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских Духовных Академии и семинарии.
В январе 1959 года защитил магистерскую диссертацию по теме «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность». Ему было присвоено звание профессора.
11 июня 1959 года архимандрит Леонид был рукоположен во епископа Курского и
Белгородского.
В апреле 1962 года он был назначен Патриаршим викарием с возведением в сан архиепископа Можайского.
В июне 1964 года Владыка Леонид защитил докторскую диссертацию «Афон в истории русского монашества XI-XVIII вв.» (Богословские труды, вып. М., 1970, сб.5) и был удостоен ученой степени доктора церковной истории.
По всем показателям Владыку ожидало блистательное будущее на различных высоких послушаниях в управлении Русской Церковью.
Однако он не сошелся характером с ближайшим советником и близким человеком для Патриарха Алексия I (Симанского) и «вылетел» из церковной элиты. В разные годы он был управляющим Ярославской, Пермской, Свердловской и Рижской епархиями. Последней епархией он управлял почти 25 лет и скончался 8 сентября 1990 года в сане Митрополита Рижского и Латвийского с правом ношения двух панагий. За свои заслуги перед Церковью он был награжден многими церковными наградами.
2
Владыка Леонид обладал энциклопедическими знаниями, огромным житейским опытом и юмором.
Он любил поддразнивать своего крестника, уверяя, что того назвали не в честь его мирского имени, а в честь деда по материнской линии, протоиерея Льва Лихтанского, который много лет пребывал в сталинских застенках и «чудом» остался жив. Крестнику эти «шутки» очень не нравились, хотя он любил и почитал своего деда – исповедника.
Во всяком случае, его крестил в 1952 году в Ленинграде тогда еще священник Лев Поляков вместе с диаконом Иоанном Андрущенко. По их рассказам крестины прошли очень бурно, и все скоро забыли о виновнике торжества.
Младенец лежал в коляске у стола, за которым они шумно трапезничали. Все тогда были молодыми и с удовольствием общались, а младенец напоминал о себе оригинальным способом: не кричал, не капризничал, лежал себе голеньким в коляске и время от времени «пускал фонтанчики» на стол с угощениями. Этими неосознанными шалостями в виде «окропления» яств он вызывал бурный восторг родителей, крестных и гостей.
Но Владыка все-таки «прокололся». Значительно позже он подарил будущему настоятелю свою фотографию с подписью «Моему дорогому крестнику…»
3
В конце июня 1969 года отец Михаил Нерода взял с собой в Ригу своего младшего сына. Тот очень обрадовался возможности увидеться со своим знаменитым крестным отцом. Основания для поездки были очень важные. Он окончил среднюю школу, и надо было определяться, куда направить «стопы своя».
Руководство школы уже целый год было обеспокоено вопросом – куда он будет поступать? Опасения были понятны – все-таки сын и внук священников. Если их выпускник поступит в семинарию, то «по головке» начальство не погладит.
Владыка Леонид выразил свое отношение к проблеме совершенно категорично: «Нужно сначала получить светское высшее образование, а если потребуется, то и послужить в армии. Потом Господь управит. Придет еще время, когда святой Матери-Церкви очень сильно потребуются хорошо образованные священники».
Все облегченно вздохнули – судьба крестника на ближайшие годы была определена.
4
Нельзя сказать, что общение крестного с крестником было регулярным. Оно стало таковым позже – с 1980 по 1990 год. После смерти своего отца будущий настоятель почувствовал острую необходимость в духовном и физическом общении со своим крестным.
К тому времени его крестный отец стал уже пожилым мудрым архиереем, а крестник успел сделать неплохую научную карьеру. Он работал в отраслевом НИИ и пел в церковном хоре.
Крестник стал довольно часто приезжать в Ригу и Юрмалу к Владыке. Нередко приезжал он к нему с семьей. Однажды Владыка сказал его жене: «Отдай его мне! Переезжайте из Питера в Ригу. Время пришло!» Но она мало представляла себе, «какое это время пришло». Ведь она выходила замуж за геолога, у них дети, работа, дом…
Так получилось, что призыв старого Митрополита остался без ответа в связи с рядом сложнейших обстоятельств.
Владыка и сам это хорошо понимал. В Латвийской ССР ведь был свой республиканский уполномоченный по делам религии. Где гарантия, что он «допустит» к служению Митрополичьего крестника или даст разрешение на его рукоположение? Таких гарантий никто дать не мог.
5
Тем не менее, при всяком удобном и неудобном случае крестник все-таки приезжал в Ригу. К нему там все относились очень тепло. Братия кафедрального Собора быстро с ним подружилась. Резиденция Митрополита, в которой временами гостил крестник, находилась в Рижском женском монастыре, здесь же находился и главный Собор епархии.
Владыка бывал на службах ежедневно, утром и вечером. На будних днях служил чередной священник, а вся неслужащая братия пела на клиросе во главе с Митрополитом, потому что денег на содержание будничного хора в епархии не было. Зато был очень хороший Митрополичий хор под управлением протоиерея Иоанна Шенрока.
У Владыки был пронзительный голос, но музыкального слуха не было. В основном, он читал «часы», «апостол», «кафизмы», «шестопсалмие» и каноны.
После утренней службы – архиерейский завтрак. В него входили по-монастырски сваренная гречневая каша и множество всяких «закусок» из рыбы. Таких деликатесов в те годы крестник в Ленинграде не видел: это был копченый лосось, угорь и все такое прочее. На вопрос, откуда подобное изобилие при существующей нищете, Владыка отвечал: «Рыбаки с моря приносят». Ленинград тоже расположен на берегу моря, однако в магазинах продавали только мороженую рыбу – саблю. «Как хорошо быть архиереем», – думал будущий настоятель. Это он вспоминал известную песенку про генерала, которую часто пел Э. Хиль.
6
В праздничные и воскресные дни Митрополит Леонид служил архиерейским чином. В такие дни крестника облачали в стихарь. Он временно становился архиерейским иподиаконом. Ему это очень нравилось. Нередко доверяли чтение «Апостола» на литургии, но это было позже, после одного конфуза, который произошел с крестником.
Как-то в начале 80-х годов на одном из всенощных бдений Митрополит отправил крестника читать шестопсалмие. Это было обычное чтение шести псалмов между Великой Вечерней и Утреней с Полиелеем.
Иподиакон Николай отвел его на середину храма, дал ему в руки открытый «Часослов», зажженную свечу и ушел.
В храме потушили свет. Горели только свечи и лампады. Крестнику стало жутко. Народу не было видно, храм как бы «вымер». Он, конечно, много раз слышал, как читают шестопсалмие, но самому читать еще не приходилось.
В полуобморочном состоянии он начал читать. Время чтения составило 27 минут! Когда он «вполз» в алтарь, то отцы и братия чуть не «убили» его своими негодующими взорами. И если бы он не был крестником Митрополита, то, наверняка, устроили бы ему «темную».
Митрополит Леонид уже облачился в архиерейские ризы и сказал крестнику: «Да ты не расстраивайся. Это у меня шутки такие – посылать в бой «без разведки». Я подумал, если справится – молодец! А нет – так сам балда, хоть и из священнического рода. Но могу тебя утешить и одновременно разочаровать. Чтение шестопсалмия «былинным» распевом – это не твое открытие. Подобным образом до войны так читал один псаломщик в Питере. Он умер потом в блокаду».
Крестник все выслушал, сгорая от стыда и обиды. Но архиерейская шутка дала хороший урок. Очень быстро он научился читать шестопсалмие за 9 минут!
7
Все очень хорошо знали юмор Митрополита Леонида. Один замечательный батюшка, ныне покойный настоятель Храма Петра и Павла в Вырице протоиерей Владимир Сидоров, рассказал крестнику такой случай.
Приехали они с матушкой в начале 70-х годов отдыхать в Юрмалу. А каждый православный священник, где бы он ни находился, всегда стремится в храм в праздничные и воскресные дни. Такая вот у них потребность в храме – как у любого человека в воздухе, тем более что отец Владимир был хорошо знаком с Митрополитом.
Пришли они на всенощное бдение воскресного праздника в храм Юрмалы. Подошел отец Владимир под благословение к Владыке Леониду. Обменялись они новостями и воспоминаниями.
Начинался Полиелей, отец Владимир облачился и спрашивает у Владыки, где ему встать среди духовенства. А Митрополит ему отвечает невозмутимым громким голосом: «Встань, отец Владимир, напротив вот этого батюшки с толстой, красной мордой!» От такого ответа тот сначала обомлел, а потом его стал душить хохот, но нужно было выходить из алтаря во главе с архиереем. Только многолетний опыт помог ему «взять себя в руки».
Владыка Леонид был очень воспитанным и интеллигентным архиереем. Он никогда не позволял себе хамства по отношению к подчиненным. Но оказалось, что в тот вечер его очень огорчил секретарь епархии. Накануне утром он сопровождал по Риге иностранную делегацию, а потом после приема «добавил» с республиканским уполномоченным и «не рассчитал». Как говорится в одном известном фильме – «несчастный случай на производстве».
Вот Владыка и решил его при всех проучить!
Царство Небесное Митрополиту Леониду Полякову!