Новеллы о протоиерее Сергии Румянцеве

1

Протоиерей Сергий Румянцев

Вся жизнь протоиерея Сергия Владимировича Румянцева (1903 –1977) прошла в городе на Неве. Он родился и получил воспитание в семье потомственных Петербургских священников. В 1924 году Сергий Румянцев закончил педагогическое отделение факультета общественных наук Ленинградского Государственного университета. Прослушал курс лекций в Ленинградском богословском обновленческом институте в 1923–1926 годах. В 1925 году принял обновленческое рукоположение во священника. Подвергался арестам в январе–марте 1934 года; 23 мая 1934 года был приговорен к 3 годам лагерей и освобожден в мае 1936 года. В перерыве между арестами и лагерями С.В. Румянцев служил в обновленческих храмах Ленинграда – Церкви святых бессеребренников Косьмы и Дамиана и Спасо-Преображенском Соборе. В апреле 1943 года рукоположен во обновленческого епископа Ладожского, управляющего раскольнической церковью Ленинградской епархии. К тому времени С.В. Румянцев был женат и имел трех дочерей.
В июле 1944 года архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), управляющим Ленинградской митрополией, С.В. Румянцев, по принесении покаяния, был принят в общение с Русской Православной Церковью как мирянин.
В сентябре 1944 года Владыкой Григорием он был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера. С 10 декабря 1945 года до выхода по болезни за штат в марте 1973 года протоиерей С.В. Румянцев был настоятелем Спасо-Преображенского Собора.
Следует отметить многолетнюю деятельность отца Сергия на епархиальных послушаниях. По благословению Митрополита Григория, он с 1945 года был преподавателем Ленинградских богословских пастырских курсов и принимал активное участие в восстановлении Ленинградских Духовных семинарии и Академии. В апреле 1953 года протоиерей Сергий Румянцев был назначен секретарем епархиального управления. Выполнял он это ответственное послушание при шести Ленинградских Митрополитах, Высокопреосвященнейших: Григории (Чукове) (1944–1955), Елевферии (Воронцове) (1955–1959), Питириме (Свиридове) (1959–1960), Гурии (Егорове) (1960–1961), Пимене (Извекове) (1961–1963) и Никодиме (Ротове) (1963–1978). В июне 1964 года отец Сергий по болезни был освобожден от этой высокой должности. В течение многих лет он являлся благочинным пригородного, а затем городских округов Ленинградской митрополии.
За заслуги перед церковью митрофорный протоиерей Сергий Румянцев был удостоен права ношения второго креста с украшениями, а также награжден государственными медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

2

В Комарово. Стоят справа налево: протоиерей Михаил Гундяев, протоиерей Сергий Румянцев, протоиерей Михаил Нерода. Сидят справа налево: матушка Раиса Гундяева, матушка Антонина Румянцева, матушка Раиса Нерода

Даже скупое перечисление жизненных вех отца Сергия Румянцева свидетельствует о том, что это был неординарный человек.
Детские и юношеские воспоминания Токсовского настоятеля сохранили память о нем, как о необыкновенно добром человеке.
Он являлся очень колоритной личностью – весьма крупный мужчина двухметрового роста. Причем избыточный вес имел вовсе не от переедания (ему пришлось пережить блокаду), а от сердечной болезни. Отец Сергий был начитанным и образованным человеком. Он обладал феноменальной памятью и энциклопедическими знаниями. Поэзию Сергея Есенина он знал наизусть и мог часами декламировать его стихи. У него было множество друзей из среды питерской интеллигенции, знаменитых артистов и поэтов (Наталья Дудинская, Ольга Берггольц, Дмитрий Шостакович, Евгений Мравинский и другие). Отец Сергий был воспитанным человеком и никогда ни на кого из братии Собора не повышал голос. Все конфликты в Соборе гасились благодаря его мудрости и терпению. Братия почитала его как своего наставника и доброго настоятеля. Он пользовался огромным авторитетом в городе, и это помогало ему улаживать множество проблем священнослужителей с властями и уполномоченными.
Именины отца Сергия приходились на «летнего» преподобного Сергия Радонежского – 18 июля. Это было настоящее торжество. После богослужения и трапезы в подвале Собора все духовенство (кроме дежурных) выезжало к нему в гости на дачу в Комарово. Причем дети священников тоже участвовали в этих праздниках. Бывало очень шумно и весело. Когда дети утомлялись от игр, самые стойкие из них забирались под праздничный стол и слушали разговоры взрослых. За столом никогда не говорили о политике, но богословские дискуссии были довольно жаркими. Потом дети засыпали под столом от усталости.
Очень ласково отец Сергий относился к своей матушке, Антонине Федоровне, и дочерям. Не у всех его дочерей судьба сложилась счастливо. Одна из них, Руфина, после недолгого замужества за священником, скоропостижно скончалась в начале 60-х годов. Видно было, как отец Сергий мучительно страдал от этой невосполнимой потери. Семья занимала очень важное место в его жизни.
Отец Сергий часто и длительно болел. Но когда он совершал богослужения, то они были очень торжественными. Видимо, архиерейская, хоть и обновленческая, то есть незаконная, «закваска» у него не пропала. Он мог бы состояться как истинный архиерей, если бы отказался от семьи и принял монашество, но он этого сознательно не сделал.
Трагедия обновленческого раскола в 20-х годах прошлого века – страшная рана на теле Православной Церкви Христовой. Этот раскол инициировали большевики, чтобы изнутри уничтожить Русскую Церковь.
Все это произошло, когда совдепы во главе с «лениными» и «троцкими» начали широкомасштабно физически истреблять епископат и священство. Руководство Церкви, в лице Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, было в большевистском заточении. Многомиллионный церковный корабль православных христиан остался в годы революции, гражданской войны и «красного» террора без управления.
Не у всех хватило мужества пойти за истинную веру на «плаху». Некоторые архиереи и священники, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, пошли на компромисс с властями и со своей совестью, быть может, не из-за «иудиного» греха, а из чувства самосохранения, из тайной надежды, что «новая» церковь временная, и все вернется на «круги своя».
Через 20 лет все «образовалось». Только не так, как рассчитывали политиканы и конформисты. Русский верующий народ сделал свой выбор. Он не стал ходить в многочисленные обновленческие храмы. Православные люди до отказа наполняли малочисленные храмы чудом уцелевшего Московского Патриархата.
Обновленчество вымерло само по себе, хотя вреда истинной Русской Православной Церкви оно причинило очень много.
Большое количество служителей-обновленцев за свои амбиции и иллюзии по отношению к «друзьям»-большевикам поплатилось в полной мере: они были расстреля-
ны или обрели печальный конец своей жизни в лагерях.
Некоторые из них принесли искреннее покаяние и сподобились получить прощение Матери-Церкви.
В лице приснопоминаемого протоиерея Сергия Румянцева Ленинградская митрополия обрела доброго пастыря и наставника, талантливого церковного деятеля и организатора. Вечная ему Память!