Новеллы о православном Папе – Льве Великом

1

Святитель Лев жил в V веке. В 440-461 годах возглавлял Римскую кафедру. Он прославился своим благочестием и ученостью. Как истинный пастырь своего стада он был ревностным защитником православного учения против ересей – манихеев и евтихиан. Главное дело святой жизни Святителя Льва – написание «Томоса» – свитка благочестивых догматов.
Благодаря этому творению, была осуждена ересь Евтихия и Диоскора на Халкидонском Вселенском Соборе в 451 году. В этой ереси во Иисусе Христе признавалась только Божественная природа, которая «поглотила» Его человеческую природу. Святитель Лев богодухновенно доказал, что если Иисус Христос не имел единосущную нам человеческую природу, то значит не было и истинного Воплощения, а следовательно, не состоялось и Искупления рода человеческого Его Крестом и Воскресением. Апостол Павел сказал: «А если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор.15:14), – то есть вера наша ложная. Но это не так: вера наша истинная, и множество святых доказало это.
Благодаря усилиям Святителя Льва Великого на IV Вселенском Соборе в Халкидоне был принят православный догмат о двух природах Господа нашего Иисуса Христа – Божественной и человеческой. Прошло 1560 лет, как этот важнейший догмат принят всеми христианскими православными поместными церквями. Исключения составляют Армянская, Коптская, Эфиопская и Сирийская церкви, которые за это время так и не потрудились избавиться от ереси монофизитства.
В 452 году Святитель Лев силой слова удержал Аттилу – предводителя Гуннов, от разорения Рима, а в 455 году убедил Гензериха – короля Вандалов, не проливать кровь и не предавать огню здания «вечного» города.
За благочестие и ревность к православию этот епископ апостольского престола Рима был назван «великим». Скончался он в 461 году (память церковного почитания – 3 марта).
До наших дней сохранились его послания, проповеди и письма.
В конце VII века мощи Святителя Льва Великого были обретены нетленными и положены в новую гробницу. До сих пор они почивают в левом приделе его имени Ватиканского Собора апостола Петра в Риме.

2

В V веке авторитет Римской Православной Церкви был огромным. Среди поместных церквей она была «первой среди равных». Святитель Лев Великий был прославленным Папой Римским. Однако именно у него первого появились идеи о главенстве Римского Папы над всей полнотой Христианской Церкви.
В течение последующих столетий эта идея активно развивалась его преемниками. Основным предметом их гордыни являлось то обстоятельство, что они считали «первым Папой» Первоверховного апостола Петра, который, как и апостол Павел, также до смерти пострадал в Риме.
Такие настроения неминуемо вели к разделению западной и восточной христианских церквей, которое закончилось Великим Расколом в 1054 году.

3

Весной, 30 апреля 2011 года, настоятель сподобился помолиться в Соборе апостола Петра в приделе Святителя Льва. Однако это стало возможным не без трудностей. Дело в том, что на следующий день в Риме должна была состояться первая степень канонизации Римского Папы Иоанна Павла II (Войтылы), почившего в 2005 году. Теперь в святках Римско-Католической церкви он именуется как «блаженный».
К этому дню весь Рим наводнили миллионы католиков со всего мира. Меры безопасности были беспрецедентными.
Однако Святитель Лев Великий помог настоятелю пробраться в придел, где покоятся его мощи, и совершить над местом упокоения службу с каноном.
По прочтении канона и молитв охранники попросили его быстро удалиться. Спустя несколько минут, через это место прошел Папа Римский Бенедикт XVI во главе процессии сотен кардиналов и епископов. Они направлялись в крипту (подвал) Собора апостола Петра для совершения заупокойной мессы над гробом Папы Иоанна Павла II накануне его канонизации.
Тропарь Святителю Льву Великому, глас 8: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Льве премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Кондак, глас 3: «На престоле, славне, священства сед, и львов уста словесных заградив, догматы Богодухновенными честныя Троицы озарил еси свет яко божественный таинник Божия благодати».