Новелла о предначинательных проблемах

Управлением Юстиции Ленобласти Токсовской православной общине 15 мая 1992 года были выданы правоустанавливающие документы. Распоряжением Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна главой общины был назначен клирик епархии, который являлся одним из инициаторов создания этого прихода. На него были возложены обязанности по руководству организационными, проектно-изыскательскими и строительными работами по возведению часовни, храма и воскресной школы.

На самом деле такой должности – глава общины – по Уставу РПЦ в то время не было. Просто Владыке Иоанну надо было назначить человека, с которого можно было спросить с пристрастием – тем более, что сам напросился.

Управлять епархией тогда было очень сложно. На фоне имевшихся 14 храмов в городе и двух десятков храмов в области, как подснежники весной, начали образовываться многочисленные новые приходы.

Опыта ни у кого не было – он был утерян 70 лет назад, поэтому множество приходских проблем все пытались взвалить на правящего архиерея. Некоторые считали, что он и деньги должен дать на строительство храма.

Ведь все мы были вскормлены «совковыми» понятиями, по которым финансирование всегда идет из Москвы по областям, городам, районам и весям. Плоды такого воспитания выразились в том, что в постсоветское время наше общество стало тотально безответственным, с атрофированным чувством долга и личной инициативы.

Многие люди искренне считали, что Патриархия выделит средства епархии, а епархия по приходам обязана строить храмы.

Мало кому могло прийти в голову, что в Церкви – все наоборот! Так было установлено самим Спасителем, у Которого не было своего дома, не было достатка, не было и религиозного образования. Он учил, исцелял и воскрешал людей, как Сын Божий, как власть имеющий от Бога – Отца.  Во время своей трехлетней проповеди на земле Иисус Христос получал благотворительную помощь в виде пропитания и ночлега от многих женщин и мужчин, любивших и боготворивших Его. Это были те люди, «которые служили Ему имением своим» (Лк.8:3).

Причем так было и существует в Церкви с апостольских времен уже почти 2000 лет. Об этом нам свидетельствует апостол Павел: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1Кор.9:14).

В России же земная часть Русской Православной Церкви с 1917 года отделена от государства и существует только на пожертвования верующих и благотворителей. И, Слава Богу!

Однако это незнание структурных и материальных особенностей Церкви характерно для многих людей и сейчас. Многие благотворители удивляются настоятелю: почему в приходских материальных и финансовых проблемах не помогает центр, то есть Патриархия.

Приходится терпеливо объяснять, что жизнедеятельность прихода и общины обеспечивается добровольными пожертвованиями прихожан и благодетелей. Они содержат священство, хор, храм. Более того, приход должен делать отчисления в епархию, а епархия в Патриархию.

Из-за отсутствия таких знаний иногда слышишь от «одноразовых прихожан»: «А вы должны то-то!..» Как в комбинате бытовых услуг! Приход никому ничего не должен! Кроме как по вере и совести исполнять свое предназначение.

Следует извиниться за уход в сторону от темы данной новеллы. Просто о невежестве большинства наших соплеменников, считающих себя православными, можно написать не одну сотню новелл – фактического материала предостаточно! Это беда нашей Церкви!