1
Современному человеку невозможно убедительно доказать то, что ему невидимо и не может быть доказуемо экспериментальным путем.
Особенно трудно что-то доказывать, когда дело касается веры в существование живого невидимого мира, созданного Богом. Не менее трудно убедить определенную категорию людей и в существовании мира падших ангелов во главе с сатаной, потому что основным средством познания невидимого мира является вера. А по апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
Как известно, существует множество людей, которые убеждены, что Бога нет, что нет ни ангелов, ни бесов и ничего невидимого не существует. Вот если бы они, как апостол Фома, смогли их увидеть и потрогать – тогда другое дело! (Иоан.21.24-28).
Но Господь своевременно ответил таким людям так же, как и Фоме: «…ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоан.21:29).
А ведь среди них есть образованнейшие люди, академики и всевозможные международные лауреаты. Они тоже не видят, что творится в микро- и макромире, и потрогать его не могут, но верят, что законы, которые двигают эти миры, создал не Бог, а его величество господин случай! Случай, причину которого объяснить невозможно. И получается, что легче в Бога поверить, как в первопричину всего сущего, чем дать какое-либо вразумительное объяснение происхождения объекта научной веры, возникшего в результате случайного события.
Так в чем же дело? А дело в мировоззрении, которое или вмещает в себя существование Бога, или отвергает его. Причем еще никто из научных гениев не привел ни одного убедительного доказательства, что Бога нет. Однако фактов Бытия Божия и существования мира ангелов – огромное множество.
Эти сведения можно почерпнуть из опыта нескольких тысячелетий Ветхозаветной Церкви и не менее богатого опыта двух тысячелетий Церкви Христовой. О характере непосредственного и очень сильного влияния на жизнь людей со стороны Светлых Сил Небесных много сказано в книгах Ветхого и Нового Завета. Такие сведения содержатся и в трудах учителей Церкви, ее святителей, преподобных монахов – пустынников и отшельников. Из собственного опыта они утверждают, что святые ангелы Божии ненавязчиво, но очень активно участвуют в жизни людей, не ущемляя их свободу. В отличие от темных ангелов, которые постоянно прельщают каждую душу человеческую к совершению грехопадения, навязывая им дурные мысли или поступки.
Для читателей, интересующихся невидимым духовным миром, следует порекомендовать к прочтению сочинения ученика апостола Павла – Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, жившего в I веке «О Небесной иерархии», а также труды Святых Учителей Церкви IV-V веков н.э.: святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста, блаженного Августина и других. Все их умозаключения от Духа Святого и утверждены Вселенскими Соборами. Из более поздних работ о невидимом мире следует упомянуть труды святого Игнатия Брянчанинова, святого Серафима Звездинского и архиепископа Василия (Кривошеина).
Поскольку Токсовский приход духовно окормляется Небесными Силами и их Верховным Воеводой – Архистратигом Божиим Михаилом, мы вправе кратко осветить вопрос: «Кто такие Силы Небесные?» Кроме того, это позволило бы упорядочить знания о духовном мире читателям, которым это интересно.
2
Господь Бог сотворил высших разумных духов – ангелов, раньше людей. Они вечно прославляют своего Создателя – Его всемогущую, всесильную и непостижимую силу.
Ангелы действуют в земном и небесном, видимом и невидимом мире и исполняют Божии повеления, а также ограждают людей благочестивых своим покровом от всякого зла.
Бог наделил ангелов богатыми дарованиями и поселил их в Обителях Небесных. Они полны любви к Богу. Блаженство ангелов несравнимо ни с каким-либо земным ощущением. Поэтому люди не могут представить себе состояние их блаженства. Апостол Павел, Волею Божией был восхищен до 3-го Неба, утверждает, что слышал «неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» (2Кор.12:4).
3
Господь Бог посылает эти разумные бестелесные существа возвещать Свои Веления людям, поэтому они называются ангелами или вестниками.
Устройство ангельского мира, по учению Церкви, представляется в таком виде: все ангелы разделяются на три лика или иерархии: высшую, среднюю и низшую, в каждой из которых находится по три чина.
В высшую иерархию ангелов входят чины: Серафимы, Херувимы и Престолы.
В среднюю иерархию: Господства, Силы и Власти.
В низшую иерархию: Начала, Архангелы и Ангелы.
Таким образом, Богом установлен порядок и стройность в виде «девяти чинов ангельских», которых бесчисленное множество.
По Дионисию Ареопагиту, Архангелы являются учителями Небесными. Они учат людей устраивать свою жизнь согласно воле Божией.
Во главе этих Небесных Сил Бесплотных стоит Архистратиг Божий или военноначальник Михаил – «Кто как Бог» (евр.), с семью другими ангелами из высшей иерархии:
— Архангел Гавриил – «крепость Божия» (евр.), он вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого (Лук.1:19,1:26; Дан.8:16,9:21);
— Архангел Рафаил – «врачевание Божие» (евр.) – целитель человеческих недугов (Тов.3:16,12:15);
— Архангел Уриил – «Свет Божий» (евр.) – просветитель заблудших (3 Ездр.4:1,5:20);
— Архангел Салафиил – «молитвенник Божий» (евр.), побуждающий людей к молитве (3Ездр.5:16);
— Архангел Иегудиил – «славитель Бога» (евр.), он укрепляет людей, которые трудятся для Славы Божией, и ходатайствует о воздаянии им за их подвиги;
— Архангел Варахиил – «благословение Божие» (евр.), он проситель и раздаятель Божиих благословений людям;
— Архангел Иеремиил – «возвышение Божие» (евр.), помогает смиренным людям в их служебном возрастании (3Ездр.4:36).
С древних времен в Православной Церкви Архангелы изображаются на иконах с соответствующими символами, характеризующими их деятельность в небесном и земном мире.
Каждый год 21 ноября по новому стилю Святая Церковь совершает празднование Собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.