За три недели до наступления Великого поста Святая Православная Церковь начинает приготавливать к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее. Так называется эта неделя потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия от Апостола и Евангелиста Луки притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10—14).
Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. | Перевод: Податель Жизни! Вразуми меня начать каяться, ибо душа моя уже давно стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как Бог, очисти его по Твоей безмерной милости. |
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. | Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты. |
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. | Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, ужасаюсь от ожидания страшного дня судного; но, надеясь на Твою безмерную щедрость, как царь Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости. |
“Покаяния отверзи ми двери” – это одно из самых ярких и в то же время самых важных песнопений периода пения Постной Триоди. Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской. Таким образом, мы встречаемся с ним 9 раз в течение примерно двух месяцев. По положению на Богослужении и по важности “Покаяния отверзи” можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой битвы, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.
Каким образом текст “Покаяния отверзи” вплетается в ткань Богослужения? Подобно знаменосцу, идущему рядом с полководцем, “Покаяния отверзи” располагается в самом торжественном и величественном месте службы – после чтения Евангелия. Само Евангельское чтение – это вершина, кульминация воскресного Богослужения. Мы слушаем один из одиннадцати Евангельских отрывков, которые прямо свидетельствуют о Воскресении Христа. Посредством этого мы соприкасаемся с самым драгоценным, что есть у нас в Церкви. Горение сердец апостолов, переживших личную встречу с воскресшим Иисусом, зажигает и наши сердца. Таким образом мы сами становимся живыми свидетелями Воскресения Христова. Мы уже не просто верим, а знаем на собственном опыте, что “Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”, как поется в пасхальном тропаре. И эта поистине пасхальная радость выливается во всенародной песни по Евангелии, начинающейся словами: “Воскресение Христово видевше…” и заканчивающейся “…смертию смерть разруши”, перекликаясь с пасхальным тропарем.
Протестанты на этом поставили бы большую жирную точку, т. к. Христос совершил дело нашего Спасения, а нам остается только радоваться по этому поводу. Получается, что для нас никаких дел кроме веселья не осталось. Однако, наша Православная Церковь установила здесь читать покаянный 50-й псалом, который, казалось бы, совершенно не вписывается в общий радостный настрой. Это не оплошность составителей службы, не ошибка. Не слова псалма вступают в конфликт с пасхальной радостью, а греховное состояние нашей души. Как говорит преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне: “Омрачих душевную красоту страстей сластьми”. Поэтому уже как лекарство от этого состояния Церковь дает нам великие слова Псалмопевца царя Давида: “Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей…” (50-й псалом). Этот урок покаяния, соединенный с пасхальной радостью, преподается Церковью не только в преддверии и в течение Великого поста. В каждое воскресение она напоминает нам, что обращаться к Богу с дерзновенной просьбой “Воздаждь ми радость спасения Твоего” можно только после того, как искренне восплачешь о своих грехах.
Дай нам Бог достойно подготовиться к поприщу Великого Поста!