День Казанской иконы Божией Матери 4.11.2023

C:\Users\stesi\OneDrive\Рабочий стол\osn.jpg

Эта святая икона была обретена в 1579 году в Казани на месте сгоревшего дома. Матерь Божия указала во сне девятилетней девочке, где искать Ее икону. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии будущий святейший патриарх Ермоген переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. В том же году с нее был сделан список и отправлен в Москву царю Ивану Васильевичу Грозному. В последствии, в 1594 году, святитель Ермоген составил сказание о явлении чудотворной иконы, совершившихся от нее чудесах и написал тропарь.

B 1612 году, когда русское ополчение, вдохновленное на защиту родины призывом патриарха Ермогена и под водительством князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освобождало Россию от поляков, Казанская икона Божией Матери прибыла под Москву с ополчением из Нижнего Новгорода. Нижегородское ополчение встретилось с непреодолимыми трудностями: нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, но и отбить приближающиеся свежие польские войска и смирить разбой, пьянство и измену, господствовавшие среди своих, раньше прибывших под Москву казаков и ополченцев. Что делать? Благочестивые предки наши порешили положиться на милость Божию: после трехдневного поста и молитвы перед Казанской иконой Божией Матери пойти на штурм московского Кремля.

Β тο время у поляков в Кремле находился больной греческий архиепископ Арсений. Близкий к небу по своему сану, он еще ближе был к нему по своим добродетелям. Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений, – сказал преподобный Сергий болящему, – ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного, больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникла за стены города к православному воинству и воспламенила его непреодолимым мужеством.

Где препятствия: несметные силы поляков, укрепленные стены, разгул бесчинников в собственных рядах? Все это стало ничтожным перед духом человека, укрепленного силою Божией! И нижегородская рать стала новым Давидом перед Голиафом, и на ней вновь оправдались слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13).

В 1633 году князь Пожарский построил в Москве Казанский собор и перенес икону на руках из своего дома на Лубянке в новый собор.

C:\Users\stesi\OneDrive\Рабочий стол\original.jpg

Москва. Восстановленный Казанский собор на Красной площади

В России было три особо чтимых образа Казанской Божией Матери:

1) в Казани, в Богородичном монастыре;

2) икона царя Ивана Васильевича, перенесенная императором Петром I в Санкт-Петербург;

3) в московском Казанском соборе, дарованная князем Пожарским.

В 1904 году в Казани чудотворная икона была похищена, и ее дальнейшая судьба достоверно неизвестна.

Одним их чтимых чудотворных списков этой святой иконы является образ, хранящийся в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Иконографически эта икона соответствует своему времени, то есть концу XVI века, и несколько менее отвечает древним образцам. Казанская икона – как бы «Одигитрия», ставшая не «поясной», а «оглавной». Главная особенность этой иконы – прямое фасное положение Богомладенца.

Тропарь, глас 4:

Засту́пнице усе́рдная, / Ма́ти Го́спода Вы́шняго, / за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, / и всем твори́ши спасти́ся, в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим. / Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице, / и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими, / предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем, / пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми, / и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя, / избавле́ния всех зол, / всем поле́зная да́руй, / и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак, глас 8:

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу, / ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы, / ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние: / источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица, / предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол // благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Величание:

Велича́ем Тя, / Пресвята́я Де́во, / и чтим о́браз Твой святы́й, / от него́же истека́ет благода́тная по́мощь // всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.