В народе говорят, что перед Рождеством начинают звонить небесные колокола, восхваляя Бога за рождение Его Сына, Иисуса Христа. И с каждым новым ударом такого колокола Небесная Благодать разносится по нашему грешному миру, а у ангелов растут крылья…
Новый год и Рождество — два светлых семейных праздника, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра. Различные христианские религиозные конфессии отмечают христианское Рождество в середине зимы с 25 декабря (у католиков) по 7 января (у православных). Рождество — праздник, который многое значит для людей, он не проходит бесследно ни для одного человека, который хотя бы раз слышал о жизни Иисуса Христа и о его Жертве за людей.
Ночь перед Рождеством — это самое светлое и самое чистое время, когда каждый человек должен простить всем неблаговидные поступки, очиститься перед людьми, попросив прощения за свои грехи и стать немножко светлее, добрее, приблизившись тем самым к Творцу.
Наиболее подробно о рождении Иисуса Христа рассказывается в Евангелии от Луки:
«Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лука, гл. 2:4-7)
В то время, когда непорочной Деве Марии было предначертано родить Младенца от Духа Святого, проходила перепись населения Римской Империи, начатая по приказу императора Августа. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем, поскольку по тому же указу императора для облегчения процесса переписи каждый житель должен был прийти в «свой» город. Оба, и Мария, и Иосиф были из рода Царя Давида, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем.
После того, как Мария и Иосиф не смогли расположиться в гостинице, так как все места были заняты, они были вынуждены переночевать в пещере, предназначенной для укрытия на ночь скота. Именно в этой пещере (позже ее назовут Пещерой Рождества) у Марии начались роды. Она родила Сына, которого нарекла по знамению Иисусом.
После рождения Иисуса, ему пришли поклониться пастухи, которые получили светлое известие от Ангела. По евангелию от Матфея, на небе в то время загорелась чудесная звезда, которая и привела к Иисусу мудрецов (волхвов). В дар Младенцу пастухи преподнесли ладан, золото и смирну. Весть о рождении Мессии разнеслась по всей Иудее.
О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце (Лк.15:3-7). Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу — погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее. Но особенно в том, что Он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, “взял на себя наши немощи и понес наши болезни” (Ис. 53 гл.).
Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить Истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы можем достигнуть конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.
И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное Тело Христово (1 Кор. 12,27). В Причащении Тела и Крови Христовой человек приобщается к Богочеловеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви — и так таинственное Тело Христово возрастет братьями и сестрами по Истинной вере в Христа-Спасителя.
Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом.
Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека, а не одну его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: “Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Иоан.6:53-56). Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: “Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего” (Иоан. 15:4-6).
Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Откр. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Богочеловека!
Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда “праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их” (Мф. 13:43).
Тропарь, глас 4-й:
«Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, / возсия́ ми́рови свет ра́зума: / в нем бо звезда́м служа́щии / звездо́ю уча́хуся / Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, / и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. // Го́споди, сла́ва Тебе́».
Русский перевод:
Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом знания, через которое служащие звездам (волхвы), были научены Вифлеемской звездой поклоняться Тебе — Солнцу Правды, и в Тебе познавать Спасителя Мира, сшедшего с Небес. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3-й:
«Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет, / и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит; / А́нгели с па́стырьми славосло́вят, / волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют: // нас бо ра́ди роди́ся Отроча́ мла́до, преве́чный Бог».
Русский перевод:
Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, а земля дает лишь пещеру Непривзойденному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.
Задостойник, глас 1-й:
Припев: Велича́й, душе́ моя́, / честне́йшую и сла́внейшую го́рних во́инств, // Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу.
Ирмо́с: Люби́ти у́бо нам, / я́ко безбе́дное стра́хом, / удо́бее молча́ние; / любо́вию же, Де́во, / пе́сни тка́ти спротяже́нно сложе́нныя неудо́бно есть; / но и, Ма́ти, си́лу, // ели́ко есть произволе́ние, даждь.
Русский перевод:
Из опасения (как бы не оскорбить Деву Марию) нам лучше бы хранить молчание, что безопаснее; ибо по любви к Тебе, Дево, составлять песни, искусно сложенные, не легко. Но Ты Сама, Матерь, дай нам и уменье по нашему усердию.
Величание:
«Велича́ем Тя, / Живода́вче Христе́, / нас ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося / от Безневе́стныя // и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.»
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!