№34 Литургия Преждеосвященных Даров

Важное место среди великопостных богослужений занимает литургия Преждеосвящённых Даров. На ней возносятся и предлагаются верующим для причащения св. Дары, освященные на предшествующей воскресной литургии и сохраняемые в ковчеге на св. Престоле. Составление литургии Преждеосвящённых Даров относится к первым векам христианства. Верующие стремились как можно чаще приобщаться Тела и Крови Христовой. Однако, совершение полной литургии, как торжественной службы, не соответствует настроению Поста и скорби о грехах. Поэтому полную торжественную службу заменили Литургией Преждеосвящённых даров, на которой можно приобщиться Дарами, освященными раньше. В то древнее время Литургии Преждеосвящённых Даров совершались вечером, почему в их состав вошли молитвы вечернего богослужения. Составление литургии Преждеосвящённых Даров приписывается Григорию Двоеслову, епископу Римскому (604 г.).
Схематичный порядок литургии Преждеосвящённых Даров следующий. После возгласа священника: «Благословенно царство…» читается 103-й псалом — «Благослови, душе моя, Господа…». Возглашается великая ектенья и читается 18-я кафизма (псалмы 119-133). Потом хор поет «Господи, воззвах…» со стихирами. Священник совершает вечерний вход с кадилом. Хор поет «Свете тихий…» и читается первая паремия (отрывок из книги Бытия). При возгласе священника: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех» молящиеся делают земной поклон. Читается вторая паремия (отрывок из книги «Премудрости»). После этого хор поет умилительную молитву «Да исправится молитва моя…» и читается молитва св. Ефрема Сирина. После ектений хор поет «Ныне силы небесныя…» и совершается Великий вход с Преждеосвященными Дарами. С повторением молитвы св. Ефрема Сирина. И возглашается просительная ектенья, которая завершается пением молитвы «Отче наш…». Священник возглашает «Преждеосвященная Святая святым». Выносятся св. Дары и верующие причащаются. После благодарственной ектений и заамвонной молитвы верующие прикладываются к Св. Кресту.
Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами, т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустого.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед., Вел. Вт. и Вел. Среду).
Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных, но только без важнейшей ее части, освящения Даров – Святой Евхаристии.
Далее предлагается более полное последование Великопостной Литургии.
Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы (псалмы из Псалтири).
По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед царскими вратами возглашает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь.
В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его и от нас.

 

Аще же Аллилуиа, глаголи настоящий тропарь, во глас 6: Трижды поется тропарь часа со стихами из Псалтыри и тремя земными поклонами.
Тропарь, глас 6
Го́споди, И́же Пресвята́го Твоего́ Ду́ха/ в тре́тий час апо́столом Твои́м низпосла́вый,/ Того́, Благи́й, не отыми́ от нас,// но обнови́ нас, моля́щих Ти ся. Господи, Пресвятого Твоего Духа / в третий час Апостолам Твоим ниспославший, / Его Силы, Благой Боже, не отними и от нас, / но обнови Его в нас, умолящих Тебя.
Стих 1: Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе моей. Стих 1: Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Истинный обнови внутри меня (Пс. 50:12).
Стих 2: Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Стих 2: Не отринь меня от предстояния перед Ликом Твоим и Духа Твоего Святого не отними от меня (Пс. 50:13).
К сим же стихом припеваем: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа: весь до конца, и покланяемся по единожды. Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!
Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных Распятие на Кресте, простить наши грехи.

 

Аще же Аллилуиа, глаголи настоящий тропарь, во глас 2: Трижды поется тропарь часа со стихами из Псалтыри и тремя земными поклонами.
Тропарь, глас 2
И́же в шесты́й день же и час,/ на Кресте́ пригвожде́й/ в раи́ дерзнове́нный Ада́мов грех,/ и согреше́ний на́ших руко-писа́ние раздери́,// Христе́ Бо́же, и спаси́ нас. В день шестой и в шестой же час / Ты пригвоздил Своею Плотию на Кресте / наглый грех Адама, совершенный в раю. /И наши все содеянные грехи упраздни (уничтожь), / Христе Боже, и спаси нас.
Стих 1: Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́. Стих 1: Услышь, Боже, молитву мою и не оставь без внимания моления моего. (Пс. 54:2).
Стих 2: Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Стих 2: Я к Богу воззвал, и Господь услышал меня. (Пс. 54:17). (Пс. 54:2).
Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!
Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти.

 

Аще же Аллилуиа, глаголи настоящий тропарь, во глас 8: Трижды поется тропарь часа со стихами из Псалтыри и тремя земными поклонами.
Тропарь, глас 8
И́же в девя́тый час/ нас ра́ди пло́тию смерть вкуси́вый,/ умертви́ пло́ти на́шея мудрова́ние,// Христе́ Бо́же, и спаси́ нас. В час девятый ради нас / своею плотию смерть принявший, / умертви и наши плотские умствования, / Христе Боже, и спаси нас.
Стих 1: Да прибли́жится моли́тва моя́ пред Тя, Го́споди, по словеси́ Твоему́ вразуми́ мя. Стих 1: Да дойдет вопль моления моего до Тебя, Господи, – Словом Твоим образумь меня стать на путь спасения. (Пс. 118:169).
Стих 2: Да вни́дет проше́ние мое́ пред Тя, Го́споди, по словеси́ Твоему́ изба́ви мя. Стих 2: Да взойдет прошение моё до Тебя, Господи, – Словом Твоим избавь меня (от грехов). (Пс. 118:170).
Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!
Чтец: И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

 

В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…».
На шестом часе бывает чтение паремии (выдержки из текста) из книги пророка Исаии.
По девятом часе — «изобразительные»: поются девять Евангельских заповедей блаженств, с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина, и отпуст священника.
После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом иерея: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».
Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: «Свете тихий…», чтец посреди храма читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: «Премудрость прости!» благословляет ими верующих и возглашает: «Свет Христов просвещает всех».
В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли.
После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы, один или три, умиленно поют стихи из псалма:
1.Стих: «Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя» (Пс. 140:2).
Перевод: Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицом Твоим, воздеяние рук моих — как вечернее жертвоприношение.
2.Стих: «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.» (Пс. 140:1).
Перевод: Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне; окажи внимание голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
3.Стих: «Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.» (Пс. 140:3).
Перевод: Соделай, Господи, охрану губам моим, и закрой уста мои (сделай меня безмолвным).
4.Стих: «Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х» (Пс. 140:4)
Перевод: Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для оправдания дел моих греховных.
После 1,2,3 и 4 стихов хор поет припев: Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя» (Пс. 140:2).

При пении этих стихов молящееся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение кадилом с фимиамом.
Затем произносится молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.
В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, заупокойная и об оглашенных и о верных, как и на обычной Литургии, но с особыми прошениями.
По окончании этих ектений, т. е. во время великого входа, вместо «Иже херувимы…» хор поет: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат…»

 

Ны́не Си́лы Небе́сныя
с на́ми неви́димо слу́жат,
се бо входит Царь Сла́вы,
се же́ртва та́йная соверше́на дорино́сится.
Ныне Силы Небесные
с нами невидимо предстоят Святому Жертвеннику,
Ибо вот, входит Царь Славы,
В виде Жертвы, таинственной, всесовершенной, торжественно Ангелами сопровождаемый.
Ве́рою и лю́бовию присту́пим,
да прича́стницы жи́зни ве́чныя будем.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.
С верою и любовию и мы приступим,
чтобы стать и нам причастниками жизни вечной.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

 

Во время пения этой песни Царские врата открываются. Совершается каждение алтаря.
По окончании первой половины этой песни, после слова: «дориносится», совершается перенесение Преждеосвященных Даров с Жертвенника на Престол (Великий Вход): священник, в предшествии свечи и диакона с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле. После этого Царские врата закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это уже есть Тело и Кровь Христовы, а не Хлеб и Вино), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц.
Ввиду того, что на этой Литургии, как уже упоминалось, не бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после Великого Входа и произнесения священником молитвы: «Господи и Владыко живота моего…»,  диакон совершает просительную ектенью, и после возгласа священника: «И сподоби нас. Владыко….», хор поет молитву «Отче наш…», и т.д. Завершается Литургия возгласом священника: «Преждеосвященная Святая святым».
Далее совершаются завершительные части Литургии верных:
— приготовление в Алтаре к причащению священнослужителей;
— причащение верующих;
— благодарственные молитвословия о Причастии Святых Христовых Тайн;
-заупокойная лития;
-отпуст.
Все это совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров.
Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник от лица верующих благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для очищения души и тела, и просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста, сохранить неизменной православную веру, явиться победителем греха и неосужденно достигнуть поклонения святому Христову Воскресению.

 

«Влады́ко Вседержи́телю, И́же всю тварь Прему́дростию соде́лавый, и неизрече́нным Твои́м Про́мыслом и мно́гою Бла́гостию введы́й нас в пречестны́я дни сия́, ко Очище́нию душа́м и те́лом, к воздержа́нию страсте́й, к наде́жди Воскре́сения. И́же четы́редесятми де́ньми скрижа́ли вручи́в, богоначерта́нная пи́смена, уго́днику Твоему́ Моисе́ови, пода́ждь и нам, Бла́же, по́двигом до́брым подвиза́тися, тече́ние поста́ соверши́ти, ве́ру неразде́льну соблюсти́, главы́ неви́димых змие́в сокруши́ти, победи́телем же греха́ яви́тися, и неосужде́нно дости́гнути поклони́тися и свято́му Воскре́сению.
Я́ко благослови́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое и́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.»
Русский перевод:
Владыка Вседержитель, всё творение премудростью создавший, по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в эти всесвященные дни – к очищению душ и тел, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения! Ты, через сорок дней вручивший скрижали, богоначертанные письмена служителю Твоему Моисею, даруй и нам, Благой, подвигом добрым подвизаться, путь поста завершить, веру нераздельной сохранить, головы невидимых змиев сокрушить, победителями греха явиться и без осуждения достигнуть поклонения Святому Воскресению. Ибо благословенно и прославлено всесвященное и величественное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Лик: Аминь. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. Трижды. Хор: Аминь. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3)

По заамвонной молитве, на солее, у Царских Врат совершается заупокойная Лития, возглашение «Вечной Памяти» всем усопшим православным христианам.
В заключении совершается отпуст Литургии Преждеосвященных Даров с упоминанием святых дня и ее автора – святителя Григория Двоеслова (604 г. н.э.)