№7 О ВЕЛИКОМ ПОКАЯННОМ КАНОНЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО

Невозможно себе представить начало Великого поста без покаянного Канона Андрея Критского. Это произведение называется Великим Каноном не только потому, что там много тропарей, а их там 250, но и потому что это очень глубокое исследование Священного Писания с позиции духовной жизни человека.
Преподобный Андрей от имени души сравнивает себя с героями Ветхого и Нового Заветов, показывает добродетели или пороки, которые были присущи тем, о ком рассказывает Писание. Он сравнивает свою душу, а значит, и душу каждого христианина, каждого из нас с поступками людей из Писания. Вообще Священное Писание — очень честная книга, в ней ничего не скрыто, показано, как может поступать человек в тех или иных событиях, как может оступаться праведный человек, затем как он кается и при этом меняется, как у хорошего праведного человека могут быть не очень хорошие дети или другие родственники. Да и вообще, что по сравнению с величием Божиим любая праведность кажется невесомой. Всё это очень близко к нашей жизни.
Священное Писание дано нам как руководство к действию. К сожалению, мы часто это недооцениваем. Мы пытаемся найти ответы на волнующие нас вопросы иногда из каких-то исторических примеров или, советуясь с нашими близкими, но вот Священное Писание — это как раз та книга, которая может дать совет, как нам поступить в той или иной ситуации. Вот как раз преподобный Андрей Критский и провел это исследование.
Когда мы читаем Великий покаянный Канон, то можем видеть, к чему нас призывает Священное Писание, и как мы можем измениться. Конечно, чаще всего, когда мы честно смотрим на свою жизнь, то вслед за преподобным Андреем можем сказать: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Мы, к сожалению, не делаем очень многое из того, что должны делать, и наоборот, делаем то, что не должны делать. Возникает вопрос: как же изменить свою жизнь, как её исправить? Великий пост — это время покаяния. Начинается это покаяние с призыва, который звучит на протяжении четырех первых дней во всех храмах Православной Церкви: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня!» То есть мы начинаем пост с того, что призываем на помощь Бога. Мы не своими силами это делаем, а с помощью Божьей. Это очень важно.
Есть люди, которые вроде как соблюдают пост, вроде бы ограничивают себя в пище, но, к сожалению, по окончании Поста чувствуют разочарование, говорят, что несмотря на гастрономическое ограничение себя ничего не почувствовали и не поняли. И даже, наоборот, из-за того, что ограничивали себя в пище стали более раздражительными. Почему так происходит, спрашивают они и предполагают, что Церковь и Пост ничего не дают такого, что может исправить их жизнь. Такие люди просто забывают, что самое главное во время Великого поста — это наша молитва, наше обращение к Богу. Осознание того, что мы должны менять свою жизнь и называется покаянием. Во время чтения Великого канона мы и должны понять и увидеть, что неправильно в нашей душе. «Душе моя восстани, что спишь» — это те слова, которые касаются каждого из нас. Но как нам встать, как разбудить свою душу? Кто может изменить нас? Только Господь.
Кроме того, в Каноне преподобного Андрея Критского есть ещё тропари, посвященные Марии Египетской. Это тоже важный пример, который говорит о том, что, каким бы грешником ни был человек, в каком бы состоянии он ни находился, если у него будет желание изменить свою жизнь, даже если у него не будет сил на это, но он будет просить помощи Божьей в деле изменения своей жизни, то Господь в силе это сделать. Пример Марии Египетской как раз нам это показывает. Всё это важно понимать в начале Великого поста, когда кто-то может быть думает, что ему уже ничего не поможет, что он ничего не может изменить. На самом деле каждый из нас многое может сделать, и Великий пост — это самое лучшее время для того, чтобы начать этот путь, путь к Богу. Великий пост — это ступенька на пути к Пасхе, и начинается он с того, что мы обращаемся к Богу для того, чтобы Он помогал нам в прохождении Великого поста.