Нередко благотворители или их знакомые обращаются к настоятелю с просьбой о Крещении младенцев. Причем, чтобы крестил лично он. При этом они испытывают вполне объяснимую радость в ожидании Таинства, и хлопоты их сводятся, в основном, к организации домашней праздничной трапезы.
У настоятеля при этом известии возникает проблема: не хотят ни восприемники, ни родители младенца перед его Крещением познакомиться с элементарными основами православного вероучения. Не то, чтобы явно не хотят, а просто под любыми предлогами отлынивают от встречи со священником, на которой он разъяснит им их «права и обязанности».
День совершения Таинства Святого Крещения над младенцем приближается. Настоятель начинает по телефону увещевать: «Дорогие мои, вы же меня под каноническое преступление подставляете! В Евангелии от Матфея ясно сказано Господом Богом нашим Иисусом Христом апостолам, архиереям, священникам, мирянам — «…Идите, научите все народы (т.е. людей), крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф.28:19-20).
Приходится многократно вдалбливать эту важнейшую Заповедь Божию: сначала научите, а потом крестите! Крещение – не гарантия здоровья и Царства Божия, как это многие полагают.
В ответ на настоятельские просьбы слышится только «да-да-да», и все!
Настоятель думает про себя: «Ну ладно, голубчики, наступит и «у кота масленица» (народная поговорка, которая является иногда слабым утешением и для настоятеля).
Наступает долгожданный день Торжества. В храме вокруг младенца, как правило, собирается множество гостей и близких. Все в приподнятом настроении.
Распахиваются Царские Врата, и настоятель в сопровождении соборного духовенства выходит из алтаря и идет к Крещальной купели. Один из восприемников держит младенца на руках. А настоятель, вместо Крещения, начинает с крестными и родными родителями проводить катехизацию. Лучше поздно, чем никогда!
Это вероучительная беседа, в зависимости от знаний вопрошаемых, иногда продлевается до получаса. Сначала в нее входят пояснения о правах и обязанностях восприемников и родителей. Например:
— что от взрослых зависит, в какого христианина вырастет этот младенец: достойного или недостойного;
— чтобы воспитывать основам христианской веры, надо самим иметь эти знания;
— что надо самим иметь опыт церковной жизни и веры;
— если нет этого опыта, надо его обязательно приобретать;
— и вообще, имеют ли они веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Наконец задается последний вопрос: знают ли они наизусть «Символ веры» и молитву «Отче наш».
Как правило, до последнего вопрошения настоятеля все весело и утвердительно кивают, но завершающий вопрос приводит их в замешательство. Они начинают вертеть головами, обращая свои взоры к собравшимся с немым вопросом: кто бы подсказал. Ну прямо, как ученики у классной доски, не выучившие урок. Подсказки, как правило, ждать не от кого. У всех собравшихся знания о вере во Христа, о Его Церкви одинаковые, то есть никакие! Постепенно у всех собравшихся начинают пропадать улыбки на лице, взоры опускаются ниц.
Настоятель тогда начинает очень спокойным голосом объяснять, что «Отче наш»
надо знать наизусть, так как в вере Христовой эта молитва важна так же, как в арифметике – дважды два. Всем известна поговорка: «Знает свое дело, как дважды два». Хотя наши деды и прадеды заканчивали ее «…как «Отче наш».
Обычно после этих безобидных слов настоятеля у будущей крестной мамы начинает появляться влага на глазах, а у крестного – краснеть лицо, угрожая исказиться раздражительной гримасой. Кому-то из них стыдно за свое невежество, кому-то – наоборот: «Что этот поп издевается над нами, праздник нам портит».
Настоятель, конечно, вежливо напоминает им, что неоднократно приглашал их хотя бы на одно короткое собеседование, что соответствующую брошюру им приготовил.
В заключение «краткого курса воцерковления» настоятель вопрошает всех, а главным образом, родного для малыша приходского благотворителя: «Что делать будем? Ведь они ничего не знают о христианстве? Следовательно, не имеют права быть восприемниками!» В ответ молчание: сказать-то нечего.
После паузы настоятель возглашает: «Младенца мы все-таки покрестим — ведь он-то ни в чем не виноват! Будем надеяться на благодатные Дары Святого Духа и на Ваши усилия, которые просветят его в вере Христовой, когда он вырастет».
После этих слов настоятеля обычно все оживляются: «Батюшка, простите! Мы исправимся и обязательно все наверстаем. Спасибо за науку», — и так далее.
И настоятель с духовенством со спокойной совестью приступает к Таинству Крещения и Миропомазания младенца.
Действительно, некоторые из восприемников вразумлялись и подтягивались к храму. Другие больше в храме не появлялись.
Но было несколько случаев, когда восприемники озлоблялись и уходили с Крещения, не выдержав испытания, не имея понятия не только о смирении, но и об элементарном воспитании. Что поделать?
Православная Церковь в отличие от католической никогда не гонялась за количеством своей паствы.
Ведь Сам Господь наш Иисус Христос в первосвященнической молитве перед Своими Крестными Страданиями взывал: «Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне…» (Ин.17:9).
Поэтому Святая Церковь православная в своих молитвах заботится о «малом стаде», памятуя принцип «лучше меньше, да лучше».
Но все же первая часть заповеди Божией «…Идите, научите вся народы…» является одной из самых серьезных озабоченностей Русской Церкви. Со второй частью этой заповеди «…крестя их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа…» у церкви все в порядке – окрестили за 20 лет десятки миллионов. Только почему-то их нет в храмах!
Что же должно произойти с человеком, чтобы он захотел стать просвещенным и практикующим православным верующим. Не под силу зародить это желание ни указам священноначалия, ни циркулярам синодальных отделов. Хотя все это необходимо – надо ломать сложившуюся систему вхождения людей в Церковь Христову и создавать новую.
Вот и бегают дедушки и бабушки, папы и мамы с младенцами по приходам в поисках «беспроблемного» варианта вхождения в состав Русской Церкви. Часто они недоумевают: «Чего от нас хотят? Мы хотим хорошего – покрестить нашего малыша, чтобы он не болел…» И таких приходов, где не задают никаких вопросов, у нас в Церкви еще очень много.