Новелла о Митрополите Иоанне (Снычеве)

1

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (Извеков) скончался 3 мая 1990 года.
Для избрания 15-го Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван Поместный Собор, который избрал и 10 июля 1990 года возвел на Первосвятительский Престол Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера).
На вакантную кафедру был назначен новый архиерей. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви им оказался возведенный в сан Митрополита Высокопреосвященнейший Иоанн (Снычев). До этого Владыка управлял Куйбышевской (Самарской) епархией в сане архиепископа.
Такое назначение было для многих неожиданным, поскольку Ленинградская – Санкт-Петербургская митрополия была одной из самых престижных в Русской Церкви. И это понятно. Уже более 300 лет Санкт-Петербург является второй столицей Российского государства. Митрополиту Иоанну довелось управлять митрополией немногим более пяти лет. 2 ноября 1995 года он скоропостижно скончался от заболеваний сердечно-сосудистой системы и сахарного диабета.
Это были трудные годы для нашей Церкви и отечества. Все хорошо помнят политические, финансовые и экономические потрясения этих лет. К тому времени уже полностью прекратились гонения на Церковь. Ей была предоставлена свобода и самостоятельность. А ведь многим священнослужителям и мирянам казалось, что этого в СССР никогда не произойдет. Однако нежданными привилегиями со стороны государства было очень трудно воспользоваться, поскольку оно очень неохотно расставалось с незаконно захваченной церковной собственностью. С 1988 года возвращались лишь полуразрушенные здания храмов, которые восстанавливать нужно было самой Церкви, а она была нищей.
Впрочем, этот аспект новейшей церковной истории не является темой данной новеллы. Мы лишь можем с благодарностью к Милости Божией констатировать, что Русская Церковь обрела силы для самовосстановления. За 20 лет созданы и воссозданы десятки тысяч приходов и сотни монастырей. И это чудо еще будет осмысливаться историками и богословами!
Данная новелла не призвана также давать какую-либо оценку деятельности Митрополита Иоанна (Снычева). Отметим лишь, что он был очень образованным архиереем и имел собственную христианскую и гражданскую позицию. Из неоднократных общений с ним осталась светлая память о Владыке Иоанне как о человеке добром, отзывчивом и очень простом в обращении с подчиненными и просителями. Он обладал проницательным умом и одновременно крестьянской лукавинкой и самобытностью, на что попадались многие его собеседники, а Владыка с улыбкой выдавал свой очередной перл.

2

По законодательству «О религиозных организациях» в РФ нужно было собрать не менее 10 подписей окрестных жителей на заявлении об учреждении православной общины в Токсовском поселении. Этот шаг никаких проблем не составлял.
Вторым шагом являлась подача данного заявления – прошения, на имя правящего архиерея – Митрополита Ленинградского и Новгородского Иоанна.В мае 1991 года будущий настоятель – многолетний житель поселка Токсово и один из инициаторов создания прихода, взялся получить на это благословение архиерея. Однако Владыка
Иоанн не стал сразу подписывать прошение общины.
На аудиенции он объяснил, что, мол, я знать-не знаю ваше Токсово, которое неизвестно где находится. А вот городские власти передают нашей епархии два храма – один в Петергофе, а другой в Кронштадте: «И если есть у тебя, отче, силы и желание, то ступай в любой из них, восстанавливай и служи во славу Церкви нашей».
В этой непростой ситуации представителю общины пришлось подробно излагать Митрополиту Иоанну о потребности храма именно в Токсово:
— о том, что он в настоящее время служит и мог бы служить еще много лет в замечательном Спасо-Преображенском Соборе, где 22 года служил и его отец;
— о том, что регистрация православной общины весьма полезна с точки зрения миссионерства Русской Православной Церкви, особенно в месте, которое когда-то считалось «духовной столицей» лютеранства на северо-западе России;
— но главное, о том, что в Токсово жили и похоронены его родители, прослужившие Матери-Церкви много лет, и он считает своим сыновним долгом продолжить их дело именно в Токсово, где прошли его детство и юность.
Владыка Иоанн милостиво и терпеливо все доводы выслушал и дал свое благословение.

3

Как уже не раз упоминалось, будущий настоятель, начиная с 1989 года, служил в городском Соборе. Одновременно он являлся председателем правления Санкт-Петербургского благотворительного фонда. Почетным президентом фонда был правящий архиерей Митрополит Иоанн (Снычев), а председателем Попечительского совета – викарий епархии, епископ Симон (Гетя).
Участвовать в работе фонда дали письменное согласие очень известные люди: академик Д.С. Лихачев, вице-мэр В.Н. Щербаков, начальник налоговой полиции Г.С. Полтавченко, начальник налоговой инспекции В.А. Зубков и другие. Все они оказали действенную помощь фонду и Токсовскому приходу.
Инициатива создания фонда принадлежала руководителю одного из крупнейших строительных комбинатов Юрию Васильевичу Яковлеву. Фонд успел сделать несколько добрых дел. Однако при развале СССР и образовании новой Российской государственности и общественно-политического строя главный «донор» фонда – ДСК – «рассыпался». Точнее, растащили его по частям, а руководитель скончался от сердечного приступа в мае 1995 года.
Будущий настоятель дал согласие на работу в этом фонде только по одной, вполне объяснимой причине – он надеялся на его содействие в строительстве храма в поселке Токсово.
Видя очевидную бесперспективность деятельности этого фонда, он весной 1994 года решил пойти на прием к его почетному председателю в епархию.
Как всегда, в приемной Митрополита Иоанна было много народа, но решимость дождаться аудиенции была твердой. Часов через шесть ожидания было получено приглашение войти в кабинет.
Однако Митрополит Иоанн вдруг сам вышел из кабинета в зимней рясе в сопровождении епархиального секретаря и сразу заявил: «Я очень устал и попрошу изъясняться короче». Проходя по уже пустому длинному вестибюлю (она же приемная), увешанному портретами всех архиереев, управляющих Санкт-Петербургской епархией от основания великого города, Владыка на ходу выслушал короткий и безутешный доклад о фонде. Затем он остановился и сказал: «Отче, ты что не видишь, что в стране творится? Ну кто в этот фонд будет жертвовать? Я? Или он?» – сказал Митрополит, кивнув в сторону епархиального секретаря.
После такого мудрого архиерейского вразумления у просителя мгновенно наступило просветление и в голове, и в душе. С легким сердцем отправился он на своем «ушастом Запорожце» в приход, протирая запотевшее лобовое стекло (бензиновая печка, как всегда, не работала, а если и работала, то без противогаза в салоне находиться было невозможно).
Больше он никогда не помышлял ни о каких фондах, а занялся исключительно приходскими делами.

4

В один из приемных дней в епархии на Обводном, 17 весь «портретный» вестибюль, как всегда, был забит просителями. Их было не меньше сотни, и они прорывались на прием к Митрополиту Иоанну поодиночке или группами во главе со священниками.
Принять всех было невозможно, и Владыка изобрел свой метод приема, сортировки и «отсеивания» просителей.
Он выходил из кабинета в приемную и спрашивал: «Кто и с чем стоит?» Толпа мгновенно окружала архиерея, и каждый выкрикивал наперебой свои проблемы. Они были очень разные: простые и сложные, умные и глупые, печальные и смешные. По уставным вопросам, таким как организация прихода, Владыка оставлял дожидаться своей очереди приема, а остальные пытался решать «с ходу».
Припоминается такой случай. Мужчина средних лет просил благословение на написание иконы для храма. Владыка спрашивает: «А за сколько дней ты ее напишешь?» Подумав, иконописец отвечает: «Ну, может быть, за полгода». Тогда Владыка говорит с удивлением: «Что же так долго? У нас в одном монастыре на Волге икону могут, максимум, за три недели написать! Так что ты подумай». Человек этот отошел в задумчивости, а все свидетели разговора – аудиенции, смотрели ему вслед с некоторым сочувствием. Но главное, никому не пришло в голову, что Владыка мог просто пошутить.
В числе посетителей встречалось очень много душевнобольных людей, поэтому воспринимать все их вопросы, а иногда и претензии без иронии было нельзя. Никаких человеческих сил не хватило бы на такие приемы и у десяти архиереев.
Вечная Память Владыке Иоанну!