1
Родился будущий протоиерей 3 января 1926 года в семье священника в селе Белосток Ровенской области. Хотя по всем документам его рождение обозначено 1927 годом. Такое изменение было вызвано предстоящей угрозой вывоза украинской молодежи фашистами в Германию. Чтобы предотвратить это, его родители сделали своего единственного сына по документам моложе на один год. У отца Михаила было две сестры: старшая Надежда и единоутробная – Любовь.
После окончания средней школы он служил псаломщиком. В феврале 1944 года женился на 15-летней Раисе Лихтанской, дочери священника. С 1944 по 1948 год учился в Волынской Духовной семинарии, которую по успеваемости закончил по первому разряду. 24 марта 1944 года епископом Волынским Николаем (Чуфаровским) был рукоположен во диакона, а 28 августа 1947 года Преосвященнейшим епископом Волынским Варлаамом (Борисевичем) – во пресвитера. После окончания семинарии отец Михаил служил в Воскресенском Соборе города Ровно.
Через некоторое время епископом Волынским и Ровенским Варлаамом отец Михаил был направлен служить в село Красное на границе с Львовской епархией. Однако служение его там не состоялось. В вечер приезда к месту назначения было обнаружено, что во дворе церковного дома, на вербе, был повешен церковный староста. Так «бандеровцы» в те времена утверждали свои права на самостоятельность Западной Украины.
Приход этот был закрыт, а молодой священник получил направление на учебу в Ленинградскую Духовную Академию. В 1952 году он успешно закончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Обозрение статей о Четвероевангелии в журнале «Труды Киевской Духовной Академии» за время его существования (1847–1917)».
К этому времени он привез с Украины свою матушку Раису и сына Леонида, который родился в 1946 году. В 1952 году в Ленинграде в их семье родился второй сын.
Учебу в академии отец Михаил, по благословению Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), совмещал с пастырским служением в городских приходах: в Храме праведного Иова, что на Волковом кладбище, и с 1950 года – в Спасо-Преображенском Соборе. В 1972 году Указом Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) отец Михаил был назначен настоятелем Храма во имя преподобного Серафима Саровского, что на Серафимовском мемориальном кладбище. А с октября 1975 года он был переведен настоятелем в Свято-Троицкий Храм в городе Всеволожске, где служил до своей земной кончины – 9 сентября 1980 года.
За годы пастырского служения отец Михаил одновременно выполнял различные послушания в епархиальном управлении, в его строительном и пенсионном комитетах. Он также активно участвовал в международной деятельности Ленинградской митрополии, так как хорошо владел английским языком.
Отец Михаил был неутомимым проповедником Евангельской истины. За ревностные труды во благо Церкви Христовой он был удостоен многих церковных наград, включая Митру.
За этим скупым перечислением этапов очень короткой жизни священника, честно послужившего Матери-Церкви в советские годы, вряд ли можно многое понять.
Также нельзя прочувствовать жизнь любого человека, глядя на надгробный памятник. В лучшем случае, на нем указана его профессия, а, в основном, только «тире» между датой рождения и смерти. Как прошла человеческая жизнь? Это знает только Бог и оставшиеся в живых дети и друзья.
А ведь так хочется, хотя бы фрагментарно, восстановить, как бился жизненный пульс сердца, разума и веры дорогого для тебя человека. Как хочется выразить благодарность за доброту, любовь и понимание. Какие найти слова для этого? Ведь все они безнадежно обречены на неуспех. Поскольку энергия ушедшей жизни находится уже не столько в сфере наших душевных переживаний или тускнеющей памяти, сколько в области невидимого мира.
Но в некоторых новеллах все же делались попытки «выхватить» воспоминаниями то, что находится уже в вечности. Попробуем сделать еще одну.
2
В те годы гонений на церковь, чтобы произнести в храме проникновенную проповедь, священнику нужно было к ней очень хорошо заранее подготовиться. В соборных храмах составлялся график произнесения священниками своих проповедей.
За 2-3 недели каждый батюшка составлял свою проповедь в машинописном виде в 2-х экземплярах.
В 50-60-х годах один экземпляр утверждался епархиальным авторитетом (но не цензором), настоятелем Николо-Богоявленского Собора протоиереем Александром Медведским. Этот замечательный проповедник определял догматические и евангельские соответствия рецензируемой им проповеди тому или иному празднику. И это была очень хорошая практика и школа для молодых священников.
Второй экземпляр подавался городскому уполномоченному по делам религий. Как правило, это был отставной чин из «органов». Он определял, не является ли проповедь вредной для советской власти.
Многие священники были очень хорошими проповедниками с точки зрения гомилетики. Но они еще и очень грамотно обозначали «опасные» места, где речь шла о гонении христиан и Церкви в СССР, о безбожной власти, за которую церковь все равно молилась. Мало кто из них зачитывал свою проповедь по согласованному тексту. Это было дурным тоном. Хотя батюшки знали, что в храме всегда присутствуют те, кто проверяет соответствие сказанного написанному. Так что риск присутствовал при произнесении каждой проповеди. Ведь можно было из-за «стукача» лишиться места служения в храме. Однако от доносов никто не был застрахован.
Большой проблемой было отсутствие богословской литературы для приготовления проповедей. Отец Михаил довольно часто засиживался в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина. Здесь же он собирал материалы для написания богословских этюдов.
Нередко в храм приносили дореволюционные издания Святых Отцов и Учителей Церкви, поскольку их неохотно принимали в букинистических магазинах. Со временем отец Михаил собрал очень хорошую библиотеку.
3
Больше 20 лет подряд прослужил отец Михаил в Спасо-Преображенском Соборе Ленинграда. Кроме богослужебной череды, он долгое время нес послушание казначея, а затем заместителя настоятеля, которым был тогда часто болеющий протоиерей С.В. Румянцев. Как он вспоминал, это служение было «золотым» временем его жизни.
Здесь он сформировался как добрый пастырь и замечательный проповедник. У него было очень много почитателей его таланта, а также прихожан, которые чтили его как духовного отца.
Бог даровал ему крепкую веру, память, музыкальный слух и прекрасный голос. Он обожал божественные песнопения, хорошо знал их и много записывал на магнитофон.
К сожалению, отец Михаил не вписался в «команду» Митрополита Никодима. В ней были священнослужители, которые помогали Владыке в его многогранной и многотрудной деятельности.
Некоторые из «доброжелателей» отца Михаила считали, что это было связано с общеизвестным инцидентом (см. новеллу о Митрополите Никодиме). Однако это не так. Митрополит Никодим никогда не «зажимал» отца Михаила и неоднократно демонстрировал ему свою архиерейскую милость. А отец Михаил всегда испытывал к Владыке сыновнюю любовь и преклонение перед его талантами.
Просто темпы и трудоспособность Митрополита Никодима были не по телесным силам отца Михаила. Имеются много свидетельств, что когда Митрополит возвращался или собирался на очередной международный съезд, то его помощники работали круглые сутки и буквально валились с ног от усталости. В те годы в покоях Ленинградского Митрополита находился «мозговой центр» Русской Православной Церкви.
4
В ноябре 1972 года состоялся перевод отца Михаила на «самостоятельную» работу настоятелем Храма преподобного Серафима Саровского.
В годы настоятельства в этом храме его «поедом пожирал» и преследовал староста храма – бывший поп-расстрига, Павел Раина. Основным занятием этого «православного» было воровство из церковных пожертвований, а также взятки и стукачество уполномоченному по религии и в КГБ.
Отец Михаил не выдержал всего этого и тяжело заболел, поскольку никаких прав у него не было обуздать негодяя. Тогда священники в своих храмах были как наемники. Все было в руках «двадцатки» часто неверующих мирян, которые по подсказке органов выбирали старосту. А если они не слушались, то храм могли закрыть.
В 1975 году Владыка Никодим буквально пожалел отца Михаила и перевел его настоятелем в Свято-Троицкий Храм города Всеволожска, предварительно наградив высшей наградой для священника – Митрой.
Но 9 сентября 1980 года на 54 году жизни отец Михаил «перешел» служить в другие обители. Отпевали его в любимом им Спасо-Преображенском Соборе при большом стечении духовенства и мирян.
Великая заслуга Митрополита Владимира (Котлярова) состоялась в том, что при вступлении на Петербургскую кафедру, он убрал многих старост. Но, Слава Богу, не всех, потому что есть в епархии председатели приходских советов, которые заботятся о благолепии храмов и достойном содержании священства. И они пользуются заслуженным уважением.