1
Как учит Святая Церковь, после сотворения ангельского мира первым и высшим из Серафимов был Денница (Утренняя Заря) – самое любимое творение Божие. Он был создан Богом прежде видимого мира вместе с другими ангелами в 4-й день Творения. Свет Божества отражался в нем, как в зеркале, отсюда и имя его – Люцифер (Светоносный). Все другие блаженные духи уступали ему в величии.
Гордыня прельстила Денницу, и возжелал он славы и почитания, равной Богу-Творцу, и объявил Ему войну. Для этого возмутил он множество других ангелов, которые покорились ему.
Но явился Архистратиг Михаил на защиту Величия и Славы Божией. Собрав все светлые чины и лики ангельские в единое воинство, Архистратиг воззвал к ним: «Кто равен Богу? Кто он такой, диавол (клеветник), что восстал на Бога?» Такое соединение всех святых Сил Небесных под знамя Архистратига Михаила получило название Собора Ангельского.
И произошло великое разделение на Небе. Правосудие Божие и Небесное воинство низвергло с Неба падших ангелов, терзаемых злобою, ненавистью и отчаянием, в беспредельное пространство вселенной.
Об этом Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, рожденный прежде Творения мира, сказал Своим ученикам: «Я видел сатану, спадшего с Неба, как молнию» (Лк.10:18).
2
Мир ангелов – это связующее звено между Богом и людьми. Они даны нам Богом как хранители и активно участвуют в нашей земной судьбе. Но только тогда, когда мы прислушиваемся к их советам и наставлениям.
Особенно они близки к нам, когда мы находимся в храме, когда во время Евхаристии Сам Господь наш Иисус Христос со всеми Небесными Силами присутствует среди нас и преображает нас.
И те из людей, кто с верою и любовию, покаянием, терпением и смирением принимают эти Дары Христовы, те воистину обретают Царствие Божие уже здесь, на Земле. Это удавалось святым. Поэтому они и не боялись смерти, которая была лишь преградой для полного воссоединения со Спасителем. Они, вслед за апостолом Павлом, свидетельствовали: «…для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп.1:21). А соединившись с Ним, они продолжают участвовать в жизни людей вместе со светлыми ангелами.
Однако в жизни у большинства людей все происходит, в основном, иначе. Ведь битва между силами добра и зла не прекращается до сих пор. Хорошо организованные силы зла призваны их предводителем пленить и поработить каждую душу человеческую, а «линия фронта» этой войны пролегает не где-нибудь, а здесь, на земле. Она проходит через людей – через их сердца, их помыслы и их поступки.
3
Кто устоит из нас, людей, временно живущих на этом вселенском корабле «Земля»? Устоит тот, кто с любовию и благодарностью ко Распятому и Воскресшему Христу не прекратит молитвенное, покаянное и сердечное обращение к Нему о помощи. И тогда сподобит их Пресвятая Троица перейти в блаженство Вечности и пополнить Рати Светлые, и стать им помощниками для созидания добра и уничижения зла. Тот же из нас, кто упадет в страстях и пороках и не найдет возможность «хотя бы подползти» к Светлой Чаше Покаяния и Причащения Даров Христовых, тот пополнит легионы падших ангелов. Выбор за каждым из нас. И этот выбор, в земной своей жизни, необходимо постоянно удостоверять Богу и людям. Ибо, как сказал апостол: «Ибо, как тело без Духа мертво, так и Вера без дел мертва» (Иак.2:26).
А для того, чтобы вера наша удостоверялась только добрыми делами, мы должны постоянно призывать на помощь Архистратига Михаила и святые Силы Небесные!
4
В отличие от ненавязчивой опеки людей светлыми ангелами падшие ангелы ведут себя иначе. Имеется множество свидетельств агрессивной деятельности, по апостолу Павлу, «духов злобы поднебесных» (Еф.6:12), с которыми каждому из рода человеческого приходится вести бескомпромиссную, непрерывную брань – войну. Ибо каждый компромисс приводит к поражению, поражение – к грехопадению, грехопадение и согласие с ним – к духовной, а нередко и телесной смерти.
Вмешательство демонических сил во внутренний мир человека – наглое и перманентное. При этом методы их обольщений довольно примитивны.
Например, один из них – нашептывание. Внедрением в человеческие мысли они подготавливают человека к совершению греха, аргументируя тем, что милосердный Бог все простит! А когда с их помощью грех совершен, то они наводят на людей духовную прострацию и лень. Или располагают человека к греховному привыканию типа «грех сладок». Как следствие, это приводит к отсутствию покаянного чувства. Нередко бесы подводят человека к унынию и даже отчаянию (но не раскаянию). При этом они стремятся убедить человека, что им совершен тяжкий грех и прощения от Бога не будет.
Верующему христианину надо знать о многочисленных уловках сил бесовских и помнить о них. Особенно при сложных жизненных обстояниях, когда больно и горько за совершенный грех, когда стыдно признаться Богу и людям. Но грешник должен понимать, что своей подавленностью он радует демонов, а они празднуют победу и беснуются от восторга!
Вот тогда-то надо молитвенно вспоминать Святых Отцов, которые имеют власть свидетельствовать: «Любой человеческий грех будет утоплен в океане Божественной любви и милосердия», но только если грешник со смирением покается и изменит свою жизнь! Тогда враг будет временно побежден – до следующего искушения!
Человеку без помощи Божией невозможно победить демонические атаки, они не будут ослабевать до последнего вздоха человеческого, а только усиливаться.
Будем внимать Божиему призыву: «И так бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь Ваш придет» (Мф.24:42).
5
В Откровении святого Иоанна Богослова (по-гречески Апокалипсисе) Архистратиг Михаил показан защитником христиан и низложителем дракона (сатаны) с его черными ангелами (Откр.12:1-17). Но эта победа над злом возможна только благодаря Голгофской жертве Господа нашего Иисуса Христа, Его Распятию и Смерти на Кресте, Воскресению из мертвых, одесную Бога Отца сидением и Вторым Славным Пришествием во главе сонма Ангелов и Святых.
Это будет 8-й День Творения, День Суда и Всеобщего Воскресения, на котором все – ангелы и люди, живые и усопшие, будут приведены к ответу за свои поступки.
Земная смерть для христианина – это временное умерщвление его плоти, но не души. Смерть – пока страшная и мерзостная участь каждого живущего на Земле.
Мы все делаем в своей жизни, чтобы не думать об этой участи. Любые помыслы о смерти люди затушевывают ложным веселием, суетой, занятостью в работе, а многие пьянством, блудом и так далее. Но ведь потом понимают со временем, что все это от «лукавого». Когда немощи и болезни одолевают, когда старость неумолимо приближается, когда теряем своих родных и близких, тогда душа просыпается от сатанинского сна и безмятежья и судорожно пытается искать помощи и защиты. Неверующие люди ищут ее у власть предержащих мира сего, врачей, колдунов, экстрасенсов и многих других, хотя царь Давид предупреждает: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Псал.145:3). Тщетны поиски надежды и утешения на бренной Земле до тех пор, пока душевные очи не устремятся к единственной и последней инстанции – к Богу.
Смерть ужасна для неверующего, но с Богом человек не одинок. Да, мы знаем и веруем по Евангелию, что Богочеловеку – Христу, тоже было ужасно и мучительно умирать. Даже Его Человеческое Естество возроптало со Креста: «…Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марк.15:34). Но Он знал, во Имя Кого и для чего Он умирал. И Он Воскрес из мертвых! Когда мы поймем и уверуем, во Имя Кого мы живем, нам тоже будет, хоть и противно, но не так уж страшно умирать. Ибо верующий в Воскресшего Христа повторит его участь – он воскреснет! Призыв же Спасителя до Божественной гениальности прост: «Я есть Путь, Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). И долг христианина – подражать Ему, жить Им, веровать в Него и идти к Нему.
Когда житейской непогодой окутают душу мрачные демонические тучи смертельной безысходности и тоски, то надобно вспомнить Святых Отцов. Эти «земные ангелы» уверяли, что страшна не смерть, страшен грех нераскаянный.
В этом для верующего христианина великое утешение и упование на помощь Архистратига Михаила и чинов ангельских в борьбе с собственным злом. Поэтому надо всем прислушиваться к ангельским наставлениям, следовать им и благодарить их за помощь.