Сретение Господне 2022

О празднике
В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк.2 22-40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни израильского народа. По закону Моисееву (Лев.12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно (т.е. не от мужа, а Святого Духа) родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Младенца на руки и изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2,29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк.2,35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме»(Лк.2,37-38).
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия. Сретение Младенца Христа с праведным Симеоном ознаменовало встречу Ветхого и Нового Завета

История установления праздника
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители: Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане, Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло множество людей. За этим несчастьем последовало другое — в 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было видение о том, чтобы празднование Сретения Господня совершать более торжественно.
И когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение с Божественной Литургией и крестным ходом, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила празднование Сретения Господня в числе 12-ти главных праздников Вселенского Православия.

Богослужение праздника
Сретение — праздник Господский, то есть посвященный Иисусу Христу. Но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь. Поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы.
Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.
Интересно, что двойственность Сретения повлияла на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Девы Марии.

Тропарь глас 1:
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, // дарующаго нам воскресение.
Кондак глас 1:
Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим, / и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас Христе Боже, / но умири во бранех жительство, / и укрепи люди, ихже возлюбил еси // Едине Человеколюбче.
Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне /  принеслся еси в храм Господень.